Про мятеж на учебном судне "Прут"

Jul 08, 2015 12:14


Продолжение. Начало в    http://tolstiyyoj.livejournal.com/11804.html
                                       http://tolstiyyoj.livejournal.com/12990.html
nbsp;                                   http://tolstiyyoj.livejournal.com/13817.html
                                          http://tolstiyyoj.livejournal.com/14479.html
                                           http://tolstiyyoj.livejournal.com/15230.html
                                       http://tolstiyyoj.livejournal.com/15660.html

С событиями на “Потемкине” тесно связан и мятеж на учебном судне “Прут”. Дело в том, что недисциплинированный и невыдержанный полуанархист Матюшенко спутал товарищам революционерам все карты - он поднял бучу на “Потемкине” слишком рано. А замышлялось нечто гораздо более грандиозное - одновременное восстание на всех крупных судах Черноморского флота. Всей подготовкой заправляла т.н. «Матросская централка», одним из членов которой был Александр Петров-Стопани, машинист с броненосца «Екатерина II». Однако незадолго до событий его перевели на учебное судно «Прут».

Все встречающиеся в сети описания событий на этом корабле довольно стандартны. Вот для примера, с сайта, посвященного истории флота (http://www.rusnavy.ru/d02/123.htm) :
“Восстание на учебном судне "Прут" (1905г. 19.6)

15.6 во время стоянки судна в Николаеве стало известного восстании на броненосце "Потемкин". На переходе морем нелегальная судовая социал-демократическая организация во главе с матросом-большевиком А. М. Петровым, собрав 120 революционно настроенных матросов, приняла решение с приходом в Севастополь начать восстание матросов и солдат. Восстание на "Пруте" началось утром 19.6 во время стоянки у Тендровской косы. Матросы разоружили офицеров и овладели судном. Была избрана судовая комиссия под председательством Петрова. "Прут" пошел в Одессу, чтобы присоединиться к "Потемкину", но не застал там броненосец. Под красным флагом судно направилось в Севастополь, чтобы попытаться поднять восстание на других кораблях эскадры, но было встречено двумя миноносцами и отконвоировано в базу, где 42 человека были арестованы. 21.6, когда "Потемкин" еще продолжал борьбу, начался суд над членами экипажа "Прута". А. М. Петров, И. А. Черный, Д. М. Титов и И. Ф. Адаменко были приговорены к смертной казни, 16 человек - к каторге, 7 - к другим наказаниям.”

Или сайт, посвященный истории Севастополя (http://www.sevmonument.ru/readarticle.php?article_id=75) :

“Летом 1905 года матросы-большевики учебного судна «Прут», находясь в Николаеве, узнали о восстании на броненосце «Потёмкин». Захватив корабль, они направились в Одессу на соединение с восставшими. Не застав там броненосец, пошли в Севастополь, чтобы поднять восстание на других судах эскадры. На переходе «Прут» перехватили миноносцы и отконвоировали на базу. Участников восстания арестовали, его руководителей матросов А. Петрова, Д. Титова, И. Чёрного, И. Адаменко по приговору военного суда 24 августа 1905 года расстреляли у Константиновской батареи.”

Или вот статья из “Большого энциклопедического словаря” (http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/14212/%D0%9F%D0%A0%D0%A3%D0%A2) :

“"ПРУТ"

учебное судно рус. Черноморского флота (построено в 1879, водоизмещение 5459 т), команда к-рого принимала активное участие в революции 1905-07. С 1904 на "П." работала с.-д. орг-ция во главе с матросом Плацковым. В июне 1905 на "П." с броненосца "Екатерина II" была списана группа матросов за участие в революц. движении, в т. ч. большевик, чл. "Централки" А. М. Петров. Когда началось восстание на броненосце "Потемкин", команда "П." (ок. 650 чел., в т. ч. 450 учеников машинной школы и Одесского мореходного училища) 19 июня подняла восстание и овладела кораблем. Была избрана судовая комиссия под пред. Петрова. С целью присоединения к "Потемкину" "П." направился в Одессу, но "Потемкин" уже ушел в Румынию. Тогда было решено идти в Севастополь и поднять там восстание. 20 июня невооруж. "П." был задержан 2 миноносцами и приведен в Севастополь. 42 чел. были отданы под суд. Руководители восстания А. М. Петров, И. Ф. Адаменко, И. А. Черный и Д. М. Титов 31 июля были приговорены к смертной казни и 24 авг. 1905 расстреляны. 16 чел. приговорены к каторжным работам на срок от 4 до 18 лет, другие переведены в арестантские роты и дисциплинарные батальоны.”

Везде одно и то же - “…разоружили офицеров и овладели судном…”, “…захватив корабль…”, “…команда…овладела кораблем…”. А меня интересуют подробности. Как это происходило? Что там было? Или вот - за что именно расстреляли четверых руководителей восстания? Что им вменяли в вину? Их казнь до сих пор принято описывать как “расправу”. Вот выдержка из статья про адмирала Немитца (он, тогда еще мичман, должен был руководит казнью, но отказался) : “…После в Севастополе началась расправа: четверых матросов с «Прута» приговорили к расстрелу….” (http://www.nashagazeta.ch/news/14308). За что конкретно “расправились” с Петровым и остальными? Из вышеприведенных отрывков понять это решительно невозможно.

Разобраться в этом деле нам поможет “Обвинительный акт, коим предаются суду Военно-морского суда Севастопольского порта, для суждения по законам военного времени, нижепоименованные нижние чины Черноморского флота, команды учебного судна “Прут”, в числе 44 человек, обвиняемые по ст. 109 Военно-морского устава о наказаниях.”





Вот описание начала бунта : “… Некоторые благоразумные нижние чины пытались удержать буянов, но Титов с яростью бросался на тех, которые уговаривали, и кричал : “Кто мешает, того брать в штыки!”

Тогда лейтенант Руднев спустился в носовой кубрик, то там на него сразу набросилась толпа нижних чинов с винтовками в руках, впереди каковой были и выделялись своей дерзостью Титов, Александр Петров и матрос Галайкин. Эта толпа штыками заставила лейтенанта Руднева вернуться на палубу, и при этом нападении с названного офицера была сбита фуражка, и сам он получил поранения от штыковых ударов.”

Далее доходит очередь до командира судна : “… тут же бывший в толпе кочегар Иван Адаменко размахнулся и с силою нанес капитану 2 ранга Барановскому несколько ударов по голове. Одновременно с этим раздавались крики : “убить командира, выбросить его за борт”. Однако находившиеся ближе других к капитану 2 ранга Барановскому кочегар Чугунов и машинист Московец не допустили такой расправы. Чугунов втолкнул командира в ближайшую к тому месту штурманскую каюту и запер его в этой каюте на ключ.”




Но избиениям, ранениями и арестами офицеров и командира дело не ограничилось. Начались убийства :

“… Эту толпу встретил у спардека боцман Козлитин, и Петров обратился к нему с требованием идти и объявить всем офицерам, чтобы последние не выходили из своих кают, но едва боцман повернулся, как раздался выстрел. И Козлитин получил рану в спину, навылет, от каковой раны час спустя и скончался.

На мостике в это время находились : старший офицер, вахтенный начальник прапорщик Нестерцев и штурман прапорщик Сандаков.

Толпа с криками : “бей кто есть на мостике”, стала подниматься туда, причем машинист Титов первый бросился с винтовкой на прапорщика Нестерцева, но Чугунов удержал его. Тем не менее вслед за эти с палубы раздался выстрел и прапорщик Нестерцев упал, убитый на месте.”




Доблестным революционерам было мало выстрелить в спину боцману Исидору Козлитину, нужно было еще и поизмываться над ним перед смертью. Вот описание дальнейших действий очаровашки Титова : “Между прочим, придя в лазарет, где судовой врач надворный советник Перониус подавал помощь смертельно раненому боцману Козлитину, Титов грубо обратился к этому врачу с вопросом, имеется ли при нем оружие?, и хотя надворный советник Перониус ответил отрицательно, Титов все-таки обшарил у него карманы. После этого, прежде чем уйти из лазарета, Титов подошел к умирающему Козлитину и, дергая его за нос, назвал его кровопийцем.”




Убийства продолжились даже после того, как мятежники сдались властям. Участники мятежа повязали всех круговой порукой, но все равно нашлось несколько матросов, которые дали показания следствию. Один из них заплатил за это жизнью. Вот выдержка из книги Б.И. Гаврилова “В борьбе за свободу: Восстание на броненосце “Потемкин” :

“...Командир «Прута» А. П. Барановский дал матросам честное слово не выдавать никого из восставших, но в команде нашлись три предателя: И. Беликов, П. Калашников и К. Труш. Они выдали 44 активных участника восстания, в том числе и Д. М. Титова. А. М. Петров признался сам. Он хотел взять на себя всю вину и спасти товарищей ценою жизни.

Утром 21 июня на «Прут» снова явились командование флота и судебные власти. Матросов начали свозить с корабля. На берегу кто-то из них кирпичом убил предателя П. Калашникова.”

Вот такое вот “разоружение офицеров” и “овладение судном”. И ведь ни в одном справочном, энциклопедическом материале об этом не говорится! Только о “кровавой расправе” над невинными революционерами. А информацию об убитых революционерами офицере и членах команды “Прута” нужно выискивать на специализированном форуме любителей морской истории, причем страницы “Обвинительного акта” выложены там в виде сканов. Или штудировать книгу Гаврилова, там об этом тоже упоминается, но в довольно оригинальном ключе : “В ходе восстания был убит только боцман И. Козлитин, который постоянно издевался над матросами и теперь попытался оказать вооруженное противодействие восставшим. Случайно погиб прапорщик С. Нестерцев.”

Документы и литература, Вооружённые восстания, 1905 год. Июнь

Previous post Next post
Up