Написано по поводу
Пленарного заседания Форума объединённых культур, однако остатки честности требуют, чтобы в начале я хотя бы определил понятия, которые намерен использовать в своих рассуждениях по этому поводу. Я ж не эксперт какой-нибудь, я ваши мозги задаром морочу, и ко мне требования выше.
(
Read more... )
Comments 24
Reply
Reply
но это, конечно, не по сюжету, а по ашипкам аффтара
Reply
На всякий случай по теме ветки, только что в голову пришло: надо именно "заявиться", с лопатами или без, чтобы пусть временный, но авторский коллектив - почтовых мнений тут, имхо, недостаточно.
Был юмористический рассказ (у Ильфа и Петрова, кажется) про то, что тогда всякий главный герой, жертва консенсуса, будет святым, но вот вопрос "ну и что" авторам тогда то ли в голову не пришёл, то ли испугались.
Reply
Reply
Про саги хорошо напомнили. ЕМНИП, кавказские народные упражнения о том же. Протокол.
Reply
Reply
Креса Вы ранее поминали всуе, я почитал. Запомнилось только то, что персонажи ничего не хотят, и поэтому непонятно, как они вообще что-то умеют. Сидели бы себе на печи.
Reply
В чём суть?
Что же до самого текста, я практически всегда стараюсь упростить те или иные части "механизмов." Лет после сорока это, даже, стало получаться.
Поэтому я хочу отметить, что надо бы отделить внутреннюю сложность от сложности взаимодействия с окружающей средой, простое внутри может восприниматься весьма сложным снаружи. Сложным, в том числе, в смысле "хорошо справляется с разными нагрузками."
(пойду перечитаю ещё раз)
Reply
Сложность - это количество составных частей для объекта, количество операций для процесса. Я не совсем понимаю сопоставление "внутренней сложности" со "сложностью взаимодействия". "Внутренняя сложность" чего? Толковать можно по-разному.
Reply
Reply
Кстати, "белый человек" очень даже куролесит. Со всем своим порядком в голове, и нередко прямо пропорционально порядку. Чем больше порядка, тем больше возможностей куролесить, немцы не дадут соврать. Так что противопоставление "хаоса" и "порядка" как минимум неоднозначно. А утверждение, что в иных обществах меньше порядка идëт обыкновенно от невежества.
Окей. Про культуру.
Допустим, есть механизм курощения соседей и выглаживания собственных сорочек через экспорт культурных артефактов. Но культурный артефакт это упорядочивающий элемент. Венера Мелосская дала больше порядка, чем прусская армия. При очень низкой себестоимости, отметим, в отличие от армии.
Экспорт культуры, возможно, и рад бы создавать хаос, но он этого не делает.
Теория нуждается в доработке.
Reply
И что немцы? Толпой кинулись на соседей или строем пошли, да ещё таким строем, что соседи разбежались? Что тогда "куролесить" в Вашем понимании? Культурный же подарочек в виде марксова осмысления социалистических решений до сих пор икается.
Методику сравнения влияния Венеры Милосской и прусской армии, а особенно прусского школьного учителя не отказался бы увидеть.
Reply
Если мы говорим о культурной интервенции, мы по определению предполагаем существование двух сложившихся сообществ.
Немцы и их противники довели порядок до уровня, позволившего поставить их цивилизацию на грань выживания. Это я называю "куролесить". Можно забыть о немцах и посмотреть на СССР или Камбоджу, там было то же самое - "Порядка столько, что, глядишь, камня на камне не останется" (но Бог миловал, хотя далеко не всех). Порядок может быть инструментом хаоса, то есть эти явления нельзя абсолютно противопоставлять.
Риторический анекдот о прусском школьном учителе призван польстить прусским школьным учителям, но я не из их числа. Что до Венеры Мелосской, то она дала внутренний образец обывателям, а прусская армия - правителям. Первое много сложнее и продуктивнее.
Reply
У сложившихся сообществ может быть ещё и мера того, насколько они сложились.
"Порядок позволил поставить цивилизацию на грань выживания"... так обещанный хаос-то где? Порядок порядком, он вообще за цивилизацию отвечает как за свойство общества, но где хаос? "Блестяще организованный голод" в первую мировую? А во вторую над хаосом извне потрудились, тут немцев винить не надо. "Порядок может быть инструментом хаоса" - бессмыслица, увы. Предсказуемость чужого поведения не может быть инструментом непредсказуемости чужого поведения.
Методика сравнения, основанная на "внутренних образцах", доверия не вызывает. А на школьных экзаменах - вызывает.
Reply
Насчёт сложной отечественной культуры на экспорт... Сейчас как раз очередной раз перепрохожу Atomic Heart. Слышал, что во внешнем мире он выстрелил довольно успешно. Что ж...
Но в то же время допускаю, что тезис «индивидуальное авторство вообще должно умереть» не полностью верен. Потому что как-то в башке не отцепляется пример Джоан Роулинг. Если не опираться на конспирологическую версию (которая как минимум не нелепа - но не будем), то видим, что на продукте индивидуального автора сидит вся соя (для которой это вообще книга книг - Библия, Коран и Трипитака в одном). Кто-то из наших ведь тоже так бы мог... По крайней мере, хочется так полагать. Но по большому счёту самостоятельным индивидуумам плясать трудно, не поспоришь.
Reply
Reply
Leave a comment