На полях. О торговле.

Oct 22, 2019 19:34


Помнится, Шепарду, гулявшему по Цитадели, в магазинах объясняли, что торгуют теперь компьютеры, и деньги с покупателя берут машины, и товар они выдают, - точнее, отправляют на "Нормандию". А лю... то есть гуманоиды за прилавком - так, аниматоры, чтобы покупателю скучно не было. Асари, та вообще не понимала, почему люди берут за прилавок их, синекожих, а турианин аж целую сценку изобразил с охотой.

Торговля... не просто когда торгуют, а когда торгуются... это социальная гигиена, защита от рынка. Это контрагенты таким образом объясняют друг другу, что каждый считает другого человеком, а не приложением к прилавку. Отсюда пыл, напор, изобретательность и цветистость, а эволюция цены в порядке диалога вещь если и не десятая, то не первая. Важен "сам процесс".

Почему он важен? Да потому, что возле прилавка, в пространстве торговли нет различимой границы между добровольной и вынужденной сделкой. Чтобы не приводить совсем уж радикальные примеры, напомню сокращение "Торгсин".

Соответственно, торговля-как-применение-искусства-диалога удостоверяет: сделка добровольна и заключена между полноценными и равными членами общества. Можно быть уверенным, что красноречивый и, следовательно, человечный торговец при прочих равных получит больше покупателей. С ним торговаться почётно.

Где это заканчивается? Там, где контрагенты перестают работать на себя и становятся просто агентами. Приказчики... как их нынче?.. менеджеры, да. Если продаёшь чужие вещи или покупаешь на чужие деньги, то теряет смысл риторика, основанная на сопереживании, эмпатии.

Её место занимает риторика, основанная на обесчеловечивании контрагента. Покупатель оказывается мясной машиной, которая статистически купит больше, если рядом с изображением товара окажется изображение большеглазого ребёнка или знаменитого актёра. Продавец оказывается такой же мясной машиной, человеческие реакции которой либо прямо запрещены, либо модерируются, либо подделываются в интересах сбыта.

Турианин из "Масс эффекта" стал бы архиубедителен, окажись он владельцем лавочки на Цитадели. Увы, он наёмный клоун, у которого скоро начнутся проблемы с бухаловом.

Что здесь плохо? То, что человек всё время думает одной и той же головой. Невозможно в рабочее время считать ресурсом двуногого без перьев в полутора метрах от себя, а в нерабочее время начинать видеть в окружающих личность, душу, хорошее-плохое и прочее высокое. Высокое видеть сложнее и затратнее, так что со временем больше шансов на то, что ресурсом окружающие окажутся и вдали от прилавка. Точно так же ресурсом со временем оказываются и знаменитые дети, и большеглазые актёры... всё, до чего дотянется реклама.

Честно говоря, я вижу только один выход из этой ситуации, и это не возвращение к штучному базарному красноречию. На него не хватит ни времени, ни сил, и его слишком сложно будет обеспечить и оплатить.

Надо идти дальше, исключая человека и человеческое из купли-продажи всего краткосрочного. Да, автоматы-продавцы. Назовите их гетами. Да, доставка с полагающимся обеспечением по стандартам и технике. Да, запрет рекламы. Если торговое расчеловечивание уже нельзя купировать искусством торговли (базар), то его можно попытаться предотвратить.

Утопия, конечно. Так, в порядке упражнения.

Спасибо за внимание.

экономика, дыбр, футуризм

Previous post Next post
Up