К понятию выруси.

Apr 28, 2017 16:30


Одной из основных побудительных причин для написания текста " Моё понимание нации" стало моё же отвращение к некоему подвиду риторических упражнений на национальные темы.

Подвид этот исчерпывается тем, что говорящий дарует слушателю принадлежность к народу (или отказывает в ней) на основании религиозных или политических убеждений слушателя. То есть провозглашает, например, русских религиозной или политической организацией и предлагает отличать их не по особенностям поведения, а по набору отчуждаемых меток, совпадающему или не совпадающему с символикой оратора.

Мнится мне, что говорящий так играет в две руки с теми, кто заменяет "русских" на "жителей России". Расчищает место для этих "жителей", загоняя "русских" в свой собственный уголок.

О, конечно, тут полный простор для семантических игр. "Когда я утверждал, что русский не может быть анархо-синдикалистом, я не имел в виду (три страницы с отсылками к Бакунину), я имел в виду (четыре страницы с описанием собственных кошмаров), а ещё у него две головы".

Правда, я в эти игры играть в режиме PvP отказываюсь, ибо слова умника станет повторять дурак, и дурак сразу начнёт распределять русских и нерусских по цвету знамени, не отвлекаясь на поиск в словаре слова "семантика".

Потому я и сел, и накатал ссыльнутую выше простыню про то, что нация - это "общество-в-присутствии-народа"; что это решение по сопряжению процессов медленного времени (времени смены поколений) и процессов быстрого времени (времени выпусков новостей).

Так что "наложение ограничений из быстрого на медленное", "суждения о медленном по быстрому" суть не участие в национальной жизни, а форма отказа от него, отказа народу в присутствии.

Ради проверки: террористы, взрывающиеся в метро или устраивающие пальбу в приёмной ФСБ, могут противопоставить себя этими деяниями обществу, но никак не исключают себя этим из народа, во имя чего бы они ни выкобенивались. Слишком быстро всё происходит. Не могу я их исключить из киргизов, арабов или русских. Если честно.

Своя компания, свой клуб, своя тусовка, своя политическая группировка, свой рабочий коллектив - дело вовсе не предосудительное. Однако возводить их в звание народа? Ради принадлежности к тому, что было создано в лучшем случае десять лет назад и вряд ли протянет ещё десять, отказываться от осознания себя частью целого, которому сотни и сотни лет, и которое не придумано, но получилось и произошло?..

Увольте, не по мне.

Что с такой точки зрения я могу сказать о "выруси"? Для начала, что я был и остаюсь восхищён концепцией и считаю, что её важность c необходимостью трудно переоценить.

Вы, наверное, помните старый и не слишком смешной анекдот о бомже, которого достала жизнь. Вот он приходит вешаться в общественный сортир. Находит на подоконнике недопитую чекушку и окурок, выпивает, закуривает и отказывается от самоубийства, сообщая: "А жизнь-то налаживается".

Это сюжет, говорящий о том, как быстрая выгода отменяет медленные неприятности.

Очевидно, что существует и обратный ему сюжет, в котором малозаметные и, вероятно, убогие, зато постоянно присутствующие удовольствия медленной жизни со временем превозмогают случившуюся катастрофу.

Рискну утверждать, что осознание истории России в этом сюжете - медленное преодоление быстрой катастрофы - есть то, что объединяет людей очень разных убеждений в ту самую "вату". Признание некоторых событий "ужас-ужас-ужасом" и констатация постепенной отмены последствий этого ужаса, нового освоения жизни в стране.

Ввяжись я в идиотский конкурс на кратчайшую формулировку русской идеи, я бы отстаивал вариант "лучше, конечно, помучиться".

"Ужас-ужас-ужас" у людей разных убеждений тоже разный, а дискуссии на исторические темы сводятся к тому, что ужасом назвать и кого в нём обвинить. Частные события и масштабные тенденции, знаменующие истощение ужаса и возвращение обыденной жизни, тем более различны. Однако сам сюжет один и тот же.

Этот сюжет, как и многие другие сюжеты, среди прочих ролей требует роль "того, кто намеренно поступает неправильно", роль негодяя и подлеца. Это может быть актуальная биография, может быть литературный образ, а может быть и вовсе условность, декорация, кодекс "чего не надо делать".

В данном случае - это роль человека, который намеренно и осознанно отказывается от настоящей или будущей принадлежности к [русскому] народу ради успеха в обществе, от места в смене поколений ради места в выпусках новостей. Роль выруси; и рефлексия этой роли помогает русскому оставаться русским.

Отдельной строкой я позволю себе повторить и подчеркнуть: 'это роль человека, который намеренно и осознанно отказывается... Намеренно и осознанно.

Тех, кто возводит согласных с собой в "настоящие русские", отказывая в этом звании всем остальным, я считаю всего лишь совершающими ошибку, но не вырусью.

Я думаю, что сами-то они парят душой, ощущают себя стукнутыми ньютоновым яблоком по макушке.

Мол, нашли единственно правильные слова, знаки и цвета знамён, которые позволят с великолепным громокипением назваться русским один-единственный раз, - и всё, и хватит! - вместо того, чтоб оставаться русским каждый день и час до самой смерти. А то это долго-онько, да и жесты, создающее такое бытие, потребны какие-то скучные, утомительные и незаметные. Беспонтовые.

Вырусь поступает несколько иначе. Вырусь ищет возможности конвертировать свой отказ от русского народа*, от своего участия в медленных делах в свой бесспорный успех в делах быстрых. Речь идёт об успехе на этом свете, а не о билете к семидесяти двум гуриям. И речь идёт об успехе в обществе, существующем здесь и сейчас. В крайнем случае, сейчас и на этой планете.

* - я говорю и об отказе от актуальной принадлежности к русским, и об отказе от идущей естественным порядком ассимиляции. Ещё раз подчеркну: намеренном и осознанном отказе.

Очевидным и самым распространённым способом действительного, имеющего ощутимые другими людьми последствия отказа отдельно взятого человека от медленных дел станет затруднение коммуникации между устойчивыми и медленными группами, слоями и классами в обществе; уменьшение доверия между ними, увеличение непонимания.

Хотите пример, выдуманный не отходя от дивана? Извольте. Вот мужчины, вот женщины. Одной из фундаментальных особенностей народа не может быть не признана сумма особенностей коммуникации между мужчинами и женщинами в обществе, разве нет? Именно эта коммуникация ведёт к тому, что дети получаются (по крайней мере, мне так рассказывали), и новые поколения наследуют прежним.

Вот модельер и те, кто его раскручивает, а вот вам его творения: одежда, на которую без отвращения не взглянешь.

Вот режиссёр, снимающий фильмы "про любовь", которые на кассе не отбиваются, а будучи показанными по ящику, прямо конфликтуют с тем, чему в семье учили, причём учили и в общих разговорах, и в разговорах папы с сыном.

Вот вам навязывание медиа таких запросов по ожиданиям мужчины от женщины и женщины от мужчины, что они не выполняются в 99,(9)% случаев, и "осадок остаётся".

Вот вам такие решения по организации уличной жизни, что с бабой красиво поговорить просто негде; надеюсь, читатель знает, что красивые слова красивы только в подходящих декорациях. И так далее.

А теперь представим себе, что это делается намеренно, ради денег и успеха тех, кто делает. Не ради денег и успеха как долговременной идеи, "состояться как личность", а именно что "тонна кэша и минута аплодисментов в ток-шоу". Вот тогда те, кто делает, и есть вырусь. А как она собирается тратить этот кэш, неинтересно.

Как правило, вырусь оказывается наймитом, то есть отказ от медленных русских дел ей возмещают со стороны. Мучающиеся русские прямо своих мучений обычно не оплачивают, даже если по каким-то своим убеждениям их одобряют.

Более того, сами возможности для того, чтобы этот отказ повредил русским вообще, выруси тоже создают посторонними усилиями.

Хотите невыдуманный пример? Большой хотите? Вновь извольте. Вышиванки, прыжки, мова, никому не учить Пушкина в школах, чтобы безвиз и чуть-чуть евро мне, коханому.

Да, это вырусь мелкая, на которую тапка жалко, зато она типична и, главное, понятна. Её черты не грех и в зеркале поискать - если что, это сказано и про себя в порядке самокритики. В безгрешные пророки не лезу.

Ладно, я тут уже наговорил на 282-ю при минимальной фантазии доносчика, так что прекращаю дозволенные речи.

Ах, да.

Дорогой читатель. У Вас есть свои представления об исторических событиях, - и тех катастрофах, что накрывали Россию и русских.

У Вас есть свои предпочтения в тех раскладах и стрельбах, начинающиеся с того, что вообще считать катастрофами, а что нет.

И у Вас сейчас есть желание воскликнуть "ага!" и, указав на мои косноязычные рассуждения, с самой малой долей невнимательности к ним заклеймить "вырусью" всех тех, кто Ваши предпочтения не разделяет.

Я понимаю Ваше желание. Однако мой текст написан именно потому, что я так же понимаю: выруси не так уж много и никогда не было много, и её нельзя гарантированно отличить по внешним меткам, ибо эффект её деятельности во многом обусловлен нерассуждающим согласием с её деяниями или бездумным подражанием им.

И это беда некоторого числа русских людей, а не вина их.

Вообще мой текст написан за-ради терпимости, гражданского мира и национального строительства. И ради упражнения в семантических играх, как же без них.

Можете мне не верить, но честное пионерское и салют Мальчишу.

Спасибо за внимание.

общая теория всего, общество, ссылка

Previous post Next post
Up