О культуре. На полях, в рабочий полдень.

Dec 20, 2016 13:54


Попытка упорядочить своё представление о делах культурных в обществе и, главное, о проблемах культуры в нём.

Не слишком длинно и очень обще. Просто, чтобы здесь было.

Я исхожу из того, что элементарная мысль есть сопоставление двух впечатлений и вывод об их идентичности либо различии.

Думаю, всякий читатель сталкивался с ситуацией, когда несколько секунд не мог опознать человека: узнать встречного на улице или по фотографии.

Рискну утверждать, что читатель помнит то своё краткое состояние, когда изображение - на фотобумаге, на экране или сразу на сетчатке глаза - казалось одновременно двумя разными людьми, знакомым и незнакомым.

Я полагаю, что всякая элементарная мысль, доступная не самому высокоразвитому животному - это бегство из такого состояния, ограничение его по времени, спасение от перегрузки нервов.

Запишу: M=aSb, где a и b - это впечатления, а S - наскоро придуманный символ операции сопоставления, чтобы не путать с логической эквиваленцией. М, как легко догадаться, это элементарная мысль.

Записал я это затем, чтобы продолжить: M=aS(bSc) - то есть сложная мысль может быть сопоставлением впечатлений как от внешнего ощущения, так и от другой мысли.

При чём здесь культура? При том, что всякая культура есть проявление культуры мышления, навыка получения сложной мысли от ощущений и других мыслей.

То, что полученная сложная мысль может быть потом использована её субъектом в целях выживания и преуспевания, есть побочная выгода от неё.

Использование такого навыка подобно борьбе или бегству, на которые способны гораздо более примитивные организмы. Основная выгода от мышления не имеет прямого отношения к его предмету - это поддержание сложной нервной системы мыслителя сейчас в состоянии, не причиняющем вреда остальному телу.

Что значит "навык получения" сложной мысли? "Быстрее", "точнее", "с меньшим количеством отходов" - итого "экономнее" во всех своих аспектах.

Следовательно, сюда входит не только сам акт сопоставления, но и производство правильных впечатлений, предоставление окружающим готовых операндов a, b, c для вышеприведённых формул, поставка воображаемых ощущений и готовых мыслей, не подлежащих анализу.

Из такого понимания (где, заметьте, нет слов "решать" или "правильный") можно сколько-нибудь системно формулировать и проблемы культуры в обществе.

Излишне медленная мысль, излишне общая мысль, излишне частная/резкая/отвергающая мысль как три вида неэкономной мысли. И, конечно же, чужая готовая мысль и впечатление для неё и от неё, используемые в качестве операндов местной мысли: импортозависимость и опасность закладок, да.

Проблему излишне медленной мысли в наше время успешно решают социальные сети, и задача культурной политики здесь - поддерживать в них оперативное производство готовых мыслей разной степени сложности и разной валентности для разных социальных групп (нет-нет, этот пост к ним не относится, что Вы). В идеале тот, кто не хочет или не привык думать сложные вещи, однако каким-либо событием вынужден к этому, должен иметь возможность/право в минимальное количество кликов добраться до слов, звуков и кадров, которые он легко признает отменяющими необходимость дальнейшего размышления по предмету.

Излишне общая мысль - это проблема, для решения которой требуется искусство как часть культуры. Демонстрация ситуаций не "вообще", а близких потребителю - и тем снижение "умственных расходов" потребителя на понимание ситуаций, прямо к потребителю относящихся. Позволю себе утверждать, что просвещенческая, обобщающая функция искусства преувеличена в корпоративных интересах работников искусства либо попросту устарела.

Зауженная, излишне частная мысль, точнее, борьба с этой зауженностью есть ниша той культуры, которой интересуются в рамках политики. Договороспособность, обеспечение общего действия, общей защиты от его последствий, протоколы и проч..

Наконец, предотвращение нежелательных последствий использования готовой мысли, и в первую очередь чужой готовой мысли: вряд ли сам подход отличается от всевозможных таможен и импортозамещений с поправкой на специфику требований к служащим (критикам и не только).

Теперь уже можно записывать всякие безумные предложения по культурной политике с претензией на системность, но это дело слишком долгое и объёмное. Подозреваю, что буду возвращаться к отдельным пунктам перечисленного в отдельных постах. Если, например, опять устроят что-нибудь вроде мемориальной доски Маннергейму.

Пока же спасибо за внимание.

А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

общество, дыбр, политика, теория, футуризм

Previous post Next post
Up