Если опять увлечься футуристическими мечтами, то запишу-ка я на будущее вот что.
Мнится мне, что Администрация РФ в обозримом будущем постарается завершить строительство виртуальной структуры распределения, среди характеристик которой можно назвать многомодовость, минимум несанкционированного перетока товара между модами, возможность свободного запуска и отмены ограничений на торговые сделки, вплоть до личного уровня.
И, конечно же, вовсе не обязательно явное и/или цельное присутствие в медиа.
Теперь в переводе на русский.
1.
В своё время Партия, пытаясь привести государство и общество в соответствие с единственно верным учением, напоролась на задачу снабжения подконтрольного населения всяческим товаром. Или не всяческим, но чтобы хоть как-то жили. Задача большой размерности, а с кадрами и "ресурсами" беда: выкручивались как могли, ибо нарочно морить рабочих и солдат - это уже чересчур.
Я сталинское время имею в виду. Про известные удачи и неудачи в этом вопросе, про различные сопряжённые с ними поразительные обстоятельства повествовать не стану, на такое и без меня охотников отыщется предостаточно.
Важно то, что были задействованы все доступные подходы и режимы снабжения - ОРСы, коммерческие магазины, рынки, госторговля... если чего-то не назвал, добавьте, хотя под теми же ОРСами я имею в виду много чего, Военторг в том числе (ведомственное снабжение как концепция).
Такое многообразие в то время, с тогдашними средствами хранения и учёта, с низким общим уровнем образования не могло не привести к тому, что товар уходил туда, где за него можно было получить большее вознаграждение - денежное или административное. "Ничего личного, бизнес". Опять же, кара за такой переток предполагалась и в меру сил отправлялась, однако технически такое было возможно, и энтузиасты находились.
А вот сейчас появляется возможность достаточно эффективно метить сам товар, а не документы на него; технически затруднить переток между модами, а не просто запугивать наказанием за это.
Ещё более заметно с той поры эволюционировала возможность точно и, главное, оперативно помечать и примечать покупателя - остановлюсь на карточках и чипах, а про сервис поиска лиц и его развитие я говорить не буду, ладно?
С продавцом как классом разобрались намного раньше, до чипов и голограмм. И я имею в виду не только подвиги ОБХСС, но и неотделимую от них "кавказскую рыночную мафию".
Если эти возможности объединить, то можно отказаться от пригляда за самим актом купли-продажи, при этом внося сколь угодно разнообразные жёсткие и мягкие ограничения на то, какими эти акты получатся в отношении X юнитов товара Y на площади Z.
На абсолютную точность уповать никоим образом не стоит, - и хорошо, потому что такая точность создала бы впечатление распределения, висящего на волоске, без запасов, так что привет социальному миру - но вот некие границы соблюдать и поддерживать удастся.
Итого, многомодовость - то есть увеличение и уменьшение по желанию присутствия в торговле разных её агентов - магазинных сетей, "продуктовых наборов" на работе, рыночной торговли и проч.; минимум несанкционированного перетока товара между модами - то есть, например, затруднения в передаче товара от продавца, которому установили фиксированную цену, продавцу, которому такой цены не установили; возможность распоряжаться этими ограничениями - буквально постановление местной власти, а через час пересмотр реакции кассового аппарата на метку на упаковке.
И... да, я не говорил и не собираюсь говорить про нейросети, которые ныне обучают распознавать лица. Однако чудится мне, что сумма обстоятельств записанного акта купли-продажи мало чем отличается от суммы черт лица, а посему тоже может являться материалом для обучения ИскИна - и как бы ещё не более благодатным, нежели просто носы и уши.
2.
Это не "завтра", это "обозримое будущее", повторю. А теперь попробую ответить на вопрос "на кой это надо", а если в рифму, то на "как оправдать отказ продать" в случае чего.
Выборы выборами, накачка толпы накачкой, но Клинтон с Байденом и все им подпевающие де-факто расчищают поляну для киберударов. "Русские на нас напали", - хрен с ними, с доказательствами: русским положено нападать, вон Голливуд об этом сколько говорит - "значит, у нас есть право нанести ответный киберудар там, где мы захотим, и тогда, когда мы захотим".
Вероятно, эти игры государства и блоки государств во благовремении попытаются загнать под какую-нибудь конвенцию, подобно всякому оружию с непредсказуемыми последствиями применения массового поражения.
Не менее понятно и то, что до переговоров надо установить прецеденты, потыкать соседей по планете локтями, расчистить место на будущее, когда появятся окрашенные дипломатами оградки - и, главное, снять сливки, "пока можно".
Поэтому киберудары от США по тем или иным системам РФ я полагаю вполне реальной перспективой, причём не такой уж отдалённой.
И тут возникает вопрос: а по каким, собственно, системам придутся удары? Чтобы и вред нанести, в идеале фатальный, и до войны не доиграться - а киберудар есть указание на возможность не просто войны, но тотальной войны.
Временное блокирование или дезавуирование децентрализованных систем распространения информации, то бишь условное "отключение Рунета" или распространение вирусов с призывами к свободе и демократии во весь экран в каждой квартире? Ктулху с ней, с технической возможностью, но на пару недель собрать всё население под ОРТ и Россию24 - да за такое Байдену памятник на Лубянке поставят. Под седлом у Клинтон.
Взлом закрытых сетей и распоряжение грифованной информацией? А ля гер ком а ля гер, бодание боданием, но опять же эффекта на население не окажет никакого (штатовскому электорату вон тоже плевать). Исключение - если выяснится, что начальство состоит в масонах и продало Родину, однако обратный эффект тут окажется ещё сильнее, и дальше звёздно-полосатым победителям в кибервойне придётся договариваться с начальством, которое Родины не продавало, или продавало, но раскаялось, или продавало так, что чеков не осталось. Думаю, такая перспектива в восторг их не приводит.
Отсюда методом исключения за киберударом остаётся внесение сколько-нибудь систематических и массовых изменений в работу открытых сетей, оказывающих влияние на нашу повседневную жизнь. Или, давайте уже прямо, внесение изменений в управление локальными системами распределения и обслуживания.
Именно локальными - нужен перекос на внутрирегиональном и межрегиональном уровнях, чтобы людишки заметались. Как учит нас история, "в Петроград хлеба не привезли".
Лично я избрал бы целью информационное обеспечение крупных торговых и обслуживающих предприятий - это если что-то делать быстро (пара лет подготовки) и напоказ. Если закладываться на долгое время и рассчитывать на составляющую "исподтишка", то начал бы прокладывать стёжки-дорожки в компьютеры предприятий средних и мелких.
Выявить действующие торговые цепочки и внести несанкционированные изменения в текущие транзакции, чтобы эти цепочки порвать/замедлить. Другие цены, другое количество в заказах - чтобы всё пришлось перепроверять вручную до, а желательно после подтверждения транзакции ленивым клерком.
По свистку, на пару недель. В двух-трёх районах одной области или в двух-трёх областях одного региона, или в двух-трёх регионах. Сопутствующий вред - в самых разных аспектах - может оказаться на порядки большим.
3.
А такая возможность задаёт, во-первых, необходимость создания той самой "виртуальной структуры распределения", описанной выше. Инфраструктуры, конституирующей сферу распределения, обладающей некоторой устойчивостью к такого рода атакам и делающую их предсказуемыми не только вообще, "будет или нет", но и технически, по исполнению - противник, имеющий инициативу, окажется вынужден к атаке на заранее известные и подготовленные опорные точки.
Во-вторых, это вполне корректное оправдание для мероприятий Администрации по установлению/изменению/снятию тех самых ограничений на потребление, сколь угодно мягких или жёстких, временных или постоянных, избирательных или тотальных, выраженных в стоимости или доступности товара, в его количестве и/или качестве.
Таких ограничений, которые со временем могут определить и сам товар.
Если кто-то прошептал слово "Эмергенция", то возьмите с полки пирожок. И я не про Яроврата, я про тех самых товарищей с Балакреи.
Спасибо за внимание.
Примечание. Изложенное опирается на презумпцию ценности суверенитета РФ для Администрации РФ.
А кроме того, я считаю, что
Аракчеев должен быть свободен.