"Следствие ведут ЗнаТоКи", девятая серия, "Свидетель", 1973-й год. Уличная ссора, один ударил другого ("без замаха"), тот упал, ударился затылком, сотрясение мозга, слепота.
Смотрел я
здесь, благодаря
имхонету и дружескому совету - сам-то я не соотнёс: мне указали, пальцем ткнули. Найдётся час двадцать свободных - освежите в памяти. Там много хорошего. Можно просто слушать, ибо телеспектакль.
С 62:20:
"Свидетель: Да он не стоит, мне кажется, серьёзного разговора, да и вся эта история, по-моему... один стукнул другого. Согласитесь, что всё это не очень похоже на настоящее преступление. Так, бытовой случай... никто же не хотел убивать вашего Дёмина.
Следователь Знаменский: "Хотел", "не хотел", "случай".. ох, Игорь Сергеевич, если бы Вы только знали, как дорого людям иногда обходятся такие... бытовые случаи. Сколько несчастий из-за этого, даже самые тяжёлые преступления.
Свидетель: Вы возводите Платонова в ранг опасного явления; в действительности же - малозначительное происшествие.
Следователь Знаменский: Нет, Игорь Сергеевич. Преступление. Уголовное преступление. Удар в зубы от убийства здесь практически разделяет не умысел, а случайность. У таких, как Платонов, определить меру антисоциальности очень трудно. Она определяется ситуацией. Мог просто заехать [нрзб.], а мог точно так же ударить камнем, ножом - что попало под руку. Думаете - нет?
Свидетель: Да, возможно."
"Прошло сорок лет" (это была киноцитата из индийского фильма).
Я думаю, что нашим гениям кино после того, как они закончат чекрыжить советские стандалон комедии, надо обратиться к "Знатокам", а то какие-то антиэрэфские эти первые серии. Думаю, аналогичная серия новодела будет называться "Смертельный асфальт", а следствие развалится, не доходя до суда. Соответствующий диалог мне видится следующим:
"Свидетель: Простите, но это серьёзное дело. Человек, мне сказали, умер. Это преступление, как я понимаю. И этот борец без правил - он ведь хотел ударить Фашистова.
Следователь Бантустан Шаламоглы Гантамнукербанзаев: Эээ, "хатэл", "нэ хатэл". Слючай!.. вах, ти би знал, как дорого уважяемым людям обходитса такие... битовые слючай. Сколка нэщастий из-за этого!.. малчык хатэл новий кадыляк, а из-за этой малэнкой нэприятност будэт, как дурак, ездыт на паджэре, да?
Свидетель: Вы считаете это маленькой неприятностью? В действительности это - опасное явление.
Следователь Бантустан Шаламоглы Гантамнукербанзаев: Да нэт. Нэприятност. Слючайнаст. Пасматрэли косо - надо нэ кулаком махат, на асвалт надеятса, а сразу кхынжял достават, штоби бэз случайностэй, навэрняка. Зачэм сажат? Таких, как Фашыстов, эщо много осталос. Сытуацый на всэх не хватаэт. Страна многанацианалный, а вэзде эти Фашыстовы. Камнэм надо, ножом надо - щьто под руку попал. Штоби толко настоящий абрэк был, бэз этой "сацыалност-мацыалност". Скажищ - нэт?
Свидетель (испуганно): Да, возможно.
Следователь Бантустан Шаламоглы Гантамнукербанзаев: Шьто вазможно? Шьто вазможно? Ти - нэ мужик! Пашол вон! Вон пашол, свыня! (вскакивает на стол и танцует лезгинку)
(В закрывающих титрах нестройным мужчинским хором поют про батяню-комбата, который, оле-оле, прорвётся с операми, потому что за ним Путин и Сталинград)"
А кроме того, я считаю, что
Аракчеев должен быть свободен.