Обдумывал тезис наших уважаемых либеральных - да что там, либертарианских! - сограждан о том, как частная собственность облагораживает человека. О том, как без частной собственности невозможно гражданское общество
( Read more... )
Если общество существует, как субъект, то у него есть объекты воздействия. То есть, так или иначе, собственность (или "собственность"). Нет собственности (или "собственности") - нет общества. Доказывать тут, в общем-то, особо нечего.
Однако "собственность", что в кавычках, появилась здесь не случайно и правомерна не менее, а то и более, чем собственность. Главной "собственностью" общества является воспитанный им гражданин. А уж собственность приложится. В древних Афинах богатых граждан просто нагружали почётной обязанностью профинансировать то или иное общественное мероприятие, и не особо заморачивались с общественной собственностью в современном понимании. "Собственностью" общества была, по сути, вся собственность граждан. Афинский механизм был не идеален (а какой идеален?), но он хорошо показывает суть.
В общем, строить общество - дело хорошее. Но начинать нужно не с оформления имущественных отношений в регистрационной палате, а с воспитания граждан. В противном случае, начав национализацию собственности, можно на выходе получить всего лишь национализацию убытков от собственности, например.
Однако "собственность", что в кавычках, появилась здесь не случайно и правомерна не менее, а то и более, чем собственность. Главной "собственностью" общества является воспитанный им гражданин. А уж собственность приложится. В древних Афинах богатых граждан просто нагружали почётной обязанностью профинансировать то или иное общественное мероприятие, и не особо заморачивались с общественной собственностью в современном понимании. "Собственностью" общества была, по сути, вся собственность граждан. Афинский механизм был не идеален (а какой идеален?), но он хорошо показывает суть.
В общем, строить общество - дело хорошее. Но начинать нужно не с оформления имущественных отношений в регистрационной палате, а с воспитания граждан. В противном случае, начав национализацию собственности, можно на выходе получить всего лишь национализацию убытков от собственности, например.
Reply
Leave a comment