Если эмир прилюдно отказался помирать в ближайшие двадцать лет, да и Вам тоже хочется жить, то пора, пора учить ишака разговорной речи.
Если Айфон и Рында внезапно объявились единым целым под гром аплодисментов в исполнении десятков и десятков тонн органических удобрений, то это вовсе не повод гадать, какого цвета и какой тональности окажется грядущая нерушимая стабильность, и за что её удобнее ненавидеть.
Равно не стоит составлять список команд-соперников, за которые всякий честный человек должен болеть на протяжении стабильности, и которым он мог бы продаться, будь хоть сколько-то ценен.
О чём подумать стоит, так это о том, почему всяческие стабильности заканчиваются вдруг.
Далее следует множество банальностей, собранных вместе по этому поводу и изложенных к тому же не самым лёгким языком - заранее каюсь перед читателями, что уличат меня в нецелевом использовании умных иностранных слов. Это от сонливости.
Для начала я прошу уважаемых читателей ознакомиться с видео - казалось бы, совсем на другую тему.
Click to view
Не будем устраивать спор, насколько эта модель применима к птичкам и зверушкам, которые за окном и в зоопарках. Важно, что смоделированное развитие весьма точно отражает происходящее "не в клозетах, а в головах". Отношения, оценки, проблемы, мемы - одни становятся типичными и распространяются, другие дохнут, едва оформившись, между отдельно взятой парой ушей.
Каковы следствия этого естественного отбора? Процитирую А.А.Зиновьева, "Коммунизм как реальность":
"...не все, происходящее в данном пространственно-временном объеме, в котором формируется новое общество, способствует появлению нового общества, входит в число порождающих его причин и условий, вообще как-то связано с новым обществом. Новое общество, в свою очередь, имеет свои основные источники, не являющиеся специфическим элементом событий в данном пространственно-временном объеме, имеет свою жизненную линию, которая выходит за рамки этого объема как в прошлое, так и в будущее. В мире вообще переплетаются различные эволюционные линии. Порой они совпадают, так что кажется, будто они образуют одну единую линию. Обрыв одной линии не обязательно есть начало другой. Так, конец монархического режима в России не был началом коммунистического строя, - линия последнего уходит в глубь общественной жизни и в прошлое так, что она долгое время сосуществует с линией монархического режима. Когда зарождается и складывается новый тип общества, происходит это в исторически данном материале, в формах и условиях, которые сами являются продуктом прошлой истории. Здесь процесс социальный (формирование нового общества) происходил в рамках процесса исторического, причем - как нечто вроде бы производное и скрытое. Во всяком случае, когда процесс завершается, его участники и активные деятели обычно с недоумением замечают: то, что они вроде бы строили, куда-то испарилось, а вместо этого нагло вылезло то, о чем они и не подозревали. Когда новое общество оказывается достаточно сильным, оно становится на свои собственные ноги и принципиально меняет свое отношение к исторической форме. Оно по-прежнему существует в какой-то исторически индивидуальной форме, но теперь социальный процесс играет здесь активную роль, определяет собою вид последующего исторического процесса."
Так что предполагающийся вечным парад ликующего тандема как процесс исторический отнюдь не отменяет процесса социального, производного и скрытого; я бы сказал, даже поощряет последний от противного, в силу подчёркнутой отстранённости нынешних исторических лиц от народных гущ и толщ.
Далее я попробую составить список факторов, определяющих процессы "реальной жизни", способные довести до слов "которое тут Временное? Слазь!" Отбор весьма субъективный, зато демократический - по результатам голосования среди тараканов в моей собственной голове.
***
Во-первых и главных, это "системная коррупция". Так называют "общее разложение", чтобы никто не догадался.
Точно за тем же, чтобы никто не догадался, "коррупцию" обвиняют в том, что она противостоит какому-то целенаправленному поведению государства в интересах его подданных, "тормозит развитие", " мешает нашему движению вперёд" и проч.. Это поклёп.
Действительная опасность "коррупции" заключается в том, что, становясь всеобщей, она лишает систему государство+общество устойчивости. Возникают и накапливаются запросы на переход в новое стационарное состояние через а) купирование коррупционных отношений ("массовые расстрелы") и/или б) их легализацию ("меньше государства"). Так что это и есть один из способов "накопления мусора" в обществе, которым мусором удачная мутация из видео на ссылке способна воспользоваться.
Во-вторых и опять-таки главных, это "различие между городом и деревней". Оно существует везде, где есть города и деревни, однако в РФ вдобавок действует прекрасная система местного самоуправления.
Если очень просто, то МСУ в РФ построено по образцу гетто - его структуры не относятся к государству, однако государству всецело подчинены. Это ведёт к тому, что благополучие той или иной территории определяется личным благополучием её обитателей и только им, а в сочетании с высокой стоимостью транспорта для населения обеспечивает положение, при котором "своей" территорией гражданин считает только ближайшие окрестности мест проживания и работы.
Отсюда следует, что "своя страна" для большей части коренного населения превращается в фикцию, навязываемую с помощью центральных СМИ. И эта фикция с развитием децентрализованного вещания (Интернет) становится всё более уязвима и может быть не только отменена, но и подменена.
В-третьих и по-прежнему главных, любимый всеми "межнациональный мир" между 180-ю (или там ещё выросло?) национальностями, которые у нас тут кишат и кувыркаются.
Проблема здесь не в самих "традициях маленьких гордых народов", а в том, что администрация считает ценностью отсутствие интердикта на проявления этих "традиций" в форме вызывающего поведения. То есть само планирование каких-то мудрых государственных действий ограничено вопросом "а не станет ли прекрасным уроженцам аулов и кишлаков неудобно танцевать лезгинку и резать баранов на русских улицах?"
Это не может не привести к стихийному формированию такого интердикта пропорционально уровню организованности людей, затронутых проявлениями "традиций"; при этом конечная форма интердикта будет определяться спецификой соответствующих организаций и групп.
Скажем, фанаты после убийства одного из своих поступили очень вежливо, так как они нормы поведения в общественных местах знают (и постоянно пробуют их на зуб). Если же художества чужаков достанут... скажем так, менее публичные группы, которые изначально не заботятся общественными приличиями, то и реакция вряд ли будет этими приличиями ограничена.
А дальше - тот самый естественный отбор: некие мысли, слова и действия оказываются удачными и становятся типичными.
В-четвёртых и всё ещё главных, это пресловутый "Запад". Нет, не на уровне "планов Даллеса", исполняемых Джонами Ланкастерами Пеками. Оставим их "соответствующим органам" и единороссу Фёдорову, которого агенты ЦРУ не пускают в телевизор.
Речь идёт о том, что всё большее количество российского населения всё больше узнаёт о том, как живут белые люди, внешне похожие на местных людей до степени смешения. Это может быть связь с родственником или другом, уехавшим работать за рубеж, это может быть прямое общение по Интернету в рамках делового или игрового сотрудничества, это может быть даже туризм, хотя турист обычно интересуется совершенно другими вещами. Имеет смысл напомнить и об огромном количестве доступных текстовых и видеоматериалов, которые не подвергались отбору местных производителей информационного продукта.
Не стоит преувеличивать каждое конкретное проявление этого фактора, однако очевидно, что он накапливается и провоцирует смену некоторых отношений, в которые местный житель вовлечён.
В-пятых и не менее главных, это продолжающийся процесс старения "советской инфраструктуры". Не в том смысле, что будет что-то падать, гореть, тонуть, обрушиваться, сталкиваться и проч. (это само собой), а в том, что неизбежно зарождение и формирования отношения к этой системе артефактов, как к чему-то хрупкому (очень значимый переход от советского отношения к ней, как к ипостаси "миллионов тонн чугуна и стали", которые можно дать на-гора заново в любой момент). "У табуретки нет ножки, садитесь осторожнее". Отсюда следуют изменения в отношениях между людьми, эту систему обслуживающими.
Тем не менее, практика сверхэксплуатации оной инфраструктуры с целью извлечения частных выгод... будем вежливы и выражение "жопоголовые упыри" оставим Асоцио... эта практика никуда не денется.
Так что и здесь получаем накапливающиеся противоречивые запросы на а) тотальный дерибан воды-света-дорог-труб-зданий и б) жёсткое нормирование разных способов пользования всеми этими благами.
***
Вероятно, виноваты мои собственные близорукость, неверие в креативную синергию тандема и недоинформированность, однако я не вижу у государства РФ возможностей и потенций компенсировать, ограничить или обратить действие перечисленных факторов. Ещё раз повторю, что действие это заключается в накоплении "эволюционного мусора", который сам по себе, без удачной мутации - говорящего ишака, если хотите - нейтрален и бесполезен.
О самой же удачной мутации, никоим образом её не предсказывая, я могу сделать следующие замечания.
Первое. Шансы на её появление и распространение прямо пропорциональны желанию человека реагировать на внешние раздражения производством контента и прямо пропорциональны связности между людьми. Замечайте, думайте, отвечайте, читайте, разговаривайте, встречайтесь, пишите, снимайте, выкладывайте в сеть сообразно собственным возможностям, а равно собственным интересам и пристрастиям.
Предположим, что пара Ваших слов в сетевой реплике годы спустя попала на глаза политическому деятелю, породив у него "как ни странно, мысль" через цепочку хитрых ассоциаций с совершенно иными темами. Или именно Ваши сто рублей пожертвований дополнят сумму на адвоката потенциальному политзеку, работающему над книгой "Моя борьба". И когда чернорубашечники с тупыми мордами поволокут тебя под натовскими бомбами в концлагерь для переработки на мыло, тут-то ты и поймёшь, что надо было сидеть дома и держать язык за зубами! Извините, увлёкся. Работающему над книгой, которая... и т. д..
Как видите, это не лотерея, и счастливый случай здесь "вида не имеет".
Второе. Довольно интересным способом наблюдения за "эволюцией" положения дел в стране в условиях декларированной стабильности может стать применение шаблона "смены поколений" - или "появления новых версий" в программном, а не розыскном смысле - тех или иных мировоззрений, убеждений, суеверий, высказываний, реакций и проч.. Такое наблюдение позволило бы выделить, условно говоря, "межпоколенческие" связи и, опираясь на них, попробовать оценить однако-тенденции. От чего отказываются, что сохраняют, что используют заново или со стороны; и, как следствие, предсказать, где и как грянет - а такие предсказания сами по себе являются значимым явлением указанной "эволюции".
Третье. Оценка тех или иных однако-тенденций имеет смысл только в парадигме выживания. Вышеперечисленные факторы будут оказывать своё действие просто в силу того, что люди и их группы хотят жить; следовательно, "удачной" будет та мутация, которая даст перспективы такого выживания - безразлично, истинные или ложные в каждом конкретном случае.
Стало бы ошибкой оценивать заметные изменения по их соответствию некоей предустановленной картине мира, которая может/должна состояться независимо от воли наблюдателя - "движение к свободе", "строительство империи" и т. п.; значение имеют только масштабы изменения, скорость его распространения, вероятная стабильность достигнутого нового положения и его соответствие интересам наблюдателя.
Или: на каком языке ишак общается, как богат его словарь, и, в конце концов, можно ли на этом ишаке ездить?
Спасибо за внимание.
А кроме того, я считаю, что
Аракчеев должен быть свободен.