Теория угнетения негров. Опыт письма в колонию.

Aug 16, 2010 22:43


Я не стану распространяться о том, как мне в руки попало это письмо...

...иными словами, я сам нижеследующее и накалякал, но из соображений подачи материала вынужден придать излагаемому форму эпистолы. Прокламация как форма мне неприятна, а солидное изложении теории, стоящей за высказанным, здесь слишком объёмно и не обеспечено знакомством с трудами великих, а также немецким языком. Какая ж халява была у этих великих - хочешь сказать о чём-нибудь точно, так и вешаешь на явление какой-нибудь биттендриттенгезельшафт, а то родными осинами объяснять - умучают, переспрашивая... завидно.
...но я счёл нужным предать некоторую часть его огласке, ибо часть эта содержит соображения и советы, которые могут оказаться любопытными для российских граждан, у которых есть некоторые специфические претензии к российской же администрации.

Сразу скажу, что речь в письме идёт о совершенно другой стране, поэтому центр "Э" может не беспокоиться. Все совпадения, как водится, случайны.

"...Друг мой, Вы с немалым воодушевлением пишете, что, утвердившись в мысли о колониальном духе администрации Вашей страны, Вы решили встать на стезю национально-освободительной борьбы. К сожалению, изложенные Вами соображения по поводу чаемого Вами места в этой борьбе вызвали у меня самые нелицеприятные эмоции, как то: насмешку пополам с отвращением.

Я попробую изложить причины, по которым мне пришлось испытать эти не самые желательные для разумного человека чувства.

Во-первых, Вы перечисляете множество теорий о причинах столь схожего с колониальным положения дел в Вашей стране - Рашинской Агломерации.

Здесь и масштабный исторический эксперимент партии синдикалистов, и триста лет новеллианского правления, и ещё триста лет моргало-каркарского ярма, и тысячелетней давности принятие верномолия... зачем? Зачем это всё? Вы приняли решение помочь Вашей стране выбраться из глубокой... скажем так, пропасти... и сознаёте недостаток сил на данном этапе этого многотрудного предприятия. К чему же тратить и без того малые эти силы на разрешение загадки происхождения пропасти, более того - на дискуссии, чья отгадка правильна? Кстати, а как Вы намерены проверить правильность той или иной отгадки: неужели у Вас окажутся силы и средства на проведение контрольного эксперимента?

Во-вторых, картина, выступающая из тех мечтаний, которыми Вы неосторожно поделились в своём письме, выглядит откровенно жалкой. Вы представляете антиколониальную борьбу как битву; за победителем остаётся поле боя - уже упомянутая Агломерация. Вы на этой картине летите в отчаянную кавалерийскую атаку на верном мустанге, размахивая верным же томагавком, впереди щетинятся штыками униформенные ряды колониалистов в пробковых шлемах, а позади в верном вигваме ждёт Вашего возвращения с победой верная скво.

Друг мой, ничего не может быть глупее такого понимания положения дел. Понимание это не выдерживает ни малейшего столкновения с действительностью: скажем, в рамках обрисованной картины вигвам и скво находятся на оспариваемом поле боя, что фатально влияет на организационное, методическое и моральное обеспечение бравых кавалерийских атак - по меньшей мере, с Вашей стороны.

Начнём с того, что само желание занять позицию антиколониалиста разумно не постольку, поскольку выносит Вас с обнажённым торсом на пулемёт белого человека, а как раз напротив - потому, что оно ставит Вас с белым человеком на равных, превращает пулемёт в одно из сопутствующих обстоятельств, которое можно и нужно обойти. Скажем, обыватель в оккупированном городе боится людей в серых шинелях, полагая машиненпистоле ультима рацио; а вот подпольщик, грея в кармане заточку, никакими ультима рацио уже не морочится, а прикидывает, как обезвредить машиненпистоле с помощью тёмных подворотен и отвлечения внимания невинным вопросом "вы не скажете, сколько сейчас градусов ниже нуля".

Антиколониализм как мировоззрение возвышает, потому и притягателен. И ни в коем случае не надо рассматривать перформансы, где ассегай сталкивается с "максимом", как нечто обязательное. Вполне можно обойтись и без них, даже если ассегай предполагается зачарованным с помощью Великого Мганги или единственно верного учения. Не надо. Тактика, друг мой, тактика. Искусство безнаказанного причинения вреда. Заточка в тёмной подворотне, если уж до этого дошло. Целее будете.

Продолжу тем, что Ваше определение союзников и противников - мол, Вы за "народ" против неких униформированных рядов мэйд ин где-то - паки и паки далеко от суровой действительности. У Вас, антиколониалиста, есть три союзника и три противника, причём это одни и те же сущности. Ничего странного - здесь четыре субъекта, каждый из которых преследует собственные интересы и потому ситуационно может быть и союзником, и противником любого из трёх оставшихся.

В чём-то хорошей новостью для Вас должно явиться то, что "противная сторона" в пробковых шлемах - это не один, а два очень разных субъекта. Назовём одного из них Колониалист, а другого Колонизатор.

Колониалист - это весьма приличный человек, живущий в каком-нибудь Вшингтоне, Гондоне, а то и, страшно вымолвить, в Хрюсселе. Или в их пригородах. Чего он хочет? Он хочет, чтобы у него там, в его метрополии, возможно дольше ничего не менялось. Его идеал - это вечный файфоклок в тихом виллидже.

И свой кусок с ваших земляного масла, женщин, зерновых, строевого леса, урана и корнеплодов ему нужен только для того, чтобы фукуямское чаепитие пребыло всегда. С виллиджем, пориджем и кембриджем. На каких основаниях он этого хочет? Это опять-таки вопрос маловажный, но я Вам на него отвечу: некогда он дрыгался и крутился, - по разным причинам - и от дрыгания с кручением у него остались порох, банкинг, бом-брам-стаксели, единственная истинная вера и много чего ещё. И вот за это он и решил купить себе вечный покой.

А вот Колонизатор... да, кстати, друг мой, он вовсе не обязательно приплыл к вам на большой лодке по большой воде; как правило, нынешние Колонизаторы - такие же местные по происхождению, как и Вы сами. Транспортные расходы, то-сё, культурная совместимость... проще выращивать на месте. Если Вам такое понимание покамест претит, то в качестве упражнения почитайте или посмотрите что-нибудь из сайфай-трэша про похитителей тел, похитителей разума и прочих телепатов с вампирами, после чего отрихтуйте рамочку "свой-чужой".

... так вот, Колонизатор тоже хочет вечного покоя, но другого: только для себя, в собственной усадьбе за очень высоким забором. И если покой для Колониалиста - это чаепитие и игра в лото с такими же приличными соседями, отделёнными от него свежепокрашенным декоративным штакетником, то покой для Колонизатора - это очень высокий забор из брёвен в полтора охвата, все удобства и полная неподотчётность с его внутренней стороны.

Забор этот может выгораживать и кусок Рашинской Агломерации, и кусок какой-нибудь другой страны, где тепло, яблоки, оффшоры и демократия. Это не суть важно. Важно здесь то, что отличительный признак Колонизатора, его драйв, как раз этой целью и определяется - урвать столько, чтобы хватило на усадебку и дожить. А если он мыслит в категориях семьи и "нам здесь жить", полагая Вашу землю своей родной, то ещё и чтобы детишкам осталось. За эту усадебку он, используя прекрасное выражение одного моего знакомого, "всей стране аборт отвёрткой сделает".

Что, собственно, у Вас там и происходит, насколько я понял из тех примеров, которыми насыщено Ваше письмо.

Теперь поговорим о третьем логическом классе, к которому Вы не относитесь - более того, из которого выписались своею волей. О народе. О туземной податной массе, которую так легко снабдить приставкой "био-". Некоторые снабжают.

Здесь я хотел бы указать как на Сциллу надрывного, по обязанности народолюбия, так и на Харибду неразрывно связанного с ним народоотрицания. Это многих славный путь - сперва он горит желанием принять муки за свой народ, а потом его же поливает стадом-быдлом-холопами-тьфу-ненавижу. Не оценили героя. А ведь герою необходимо было вовремя осознать, что "народ" в колониально-антиколониальных раскладах - это совершенно отдельный класс, со своими целями и интересами, которые отнюдь не тождественны ни Вашим, ни колонизаторским, ни колониалистским.

Чего хочет Туземец? Туземец хочет, Вы не поверите, свободы. Однако чаемая им свобода сугубо пространственна - это свобода доступа к вещам. К праворульным иномаркам, намоленным иконам, евроремонту, бальным танцам... сами назовите. При этом Туземец совершенно не понимает свободы во времени. Отличительная черта Туземца - тотальная неспособность к самостоятельному планированию, отрицание его возможности и уклонение от всех его форм. Идеал Туземца - это тоже своего рода безвременье, только это не "чаепитие" и не "усадебка", а вечное "сегодня" рабочего дня, вечером которого можно расслабиться. Особенно если заплатили чуть больше и завезли новый сорт пива.

Важно понимать, что это вполне самостоятельная позиция, а не отказ от неё. Люди, которые этого не понимают, имеют дурную привычку рассуждать об "инертных массах", которым якобы ничего не надо, и которые неплохо бы воспламенить правильными словами. Это не так. Массам - надо. Их надобности можно и нужно использовать, вовсе не обязательно в режиме паровозной топки.

Теперь о Вас, точнее, о том классе, куда Вы записались. Присвою экземплярам этого класса общее имя Активист.

Полагаю, Вас возмутит утверждение: в класс активистов на территории колонии входят и условные партизаны, и не менее условные полицаи. Однако утверждению от Вашего возмущения ни тепло, ни холодно, и верным оно быть не перестаёт. Видите ли, полицай, стремящийся завести "тут у нас" порядок "как у белых людей", для белых людей опасен столь же, сколь и партизан, таящийся в джунглях с ганшпугом. Порядок "как у белых людей" этим людям эффективно мешает грабить Вас или жить с награбленного.

Именно потому "сотрудничество с оккупантами" в массовом сознании старательно лишено конкретного содержания и представляется грехом отвратительнее людоедства, и делается всё, чтобы такие, как Вы, даже подумать не могли о том, что бывают "хорошие полицаи". "Полицай" для Вас - исключительно и только мордатый местный подонок, растягивающий Ваших друзей на дыбе, чтобы понравиться другому подонку, в пробковом шлеме. Хотя на самом деле этот, при дыбе - либо личинка Колонизатора, либо Туземец, который всего лишь выполняет свою работу.

В чём состоит цель Активиста, которая определяет его драйв? Нет, правильного цвета флаги на башнях тут ни при чём, и нужные строки в законодательных актах - тоже. И возвращение отторгнутых соседями территорий. И даже борьба с головорезами Бадшаха. И "чтобы вот этого безобразия вокруг не было" - тоже скорее благопожелание, чем программа действий.

Все эти вещи появляются... не сами собой, но достаточно легко, если активисты следуют своему истинному драйву, который состоит в постоянном адаптивном самоулучшении - как на личностном уровне, так и для самодостаточных сообществ различной численности. Активисты учатся и изменяются. Учат себя и изменяют себя - как на личном, повторяю, так и на групповом уровне. Таким образом, после преодоления некоего порога численности активистов и некоторого качественного их уровня возникает политическая нация, которая способна обесценить колониальные усилия на данной территории. В том числе, если уж свербит, через кавалерийские атаки, хотя от такого способа за версту несёт подставой в стиле "лучших людей выбить".

Думаю, что изложенное не укротило Вашего возмущения. Наверняка Вы сейчас произнесли нечто вроде "он предлагает мне учить итальянский язык, пока Родина под гнётом, как будто этим языком от демократизаторов можно отмахаться". Не предлагаю. Изложенного хватит, чтобы Вы предлагали сами.

А пока я скажу пару слов о Вашей цели. О настоящей, а не о флагах на башнях. Эта пара слов - Власть и Собственность. Причём Власть и Собственность здесь - вовсе не то, чего Вы должны добиться, что Вы должны взять, отобрать, урвать, перераспределить этцетера. Власть и Собственность - то, что Вы сотоварищи должны создать. В колонии собственности нет, власти по гамбургскому счёту тоже. Большая палка - это ещё не власть, даже если палка громовая. Да-да, ваши рашинские стереократы, Айфон и Рында, тоже не власть, а так, клоуны в новостях.

Появление на дорогой Вам территории Власти и Собственности и означает то стационарное состояние, которое желательно для Активиста. Состояние, к которому Вы, друг мой, должны стремиться.

На вопрос "Но, Холмс, чёрт побери... Как?!" я подробно отвечать не намерен. И так уже разъяснено более, чем достаточно для классификации наблюдаемых Вами субъектов и понимания их действий, формулирования стратегий и тактик в их отношении. Может быть, разъяснённого хватит даже, чтобы стянуть Вас с мустанга и отобрать томагавк. Не то, чтобы я сильно на это надеюсь.

Кое-что всё же скажу открытым текстом. Например, самым сильным средством борьбы с Колонизатором является обесценивание его драйва. То есть урвал, накопил, доживает, а его в усадебке - достали. Или не его, а любимого внука, для которого он чужих внучат на мясо пускал. Это вам не нижних чинов мониции отстреливать, как недавно делали ваши "возлеокеанские партизаны". При этом те же действия против Колониалиста вполне бессмысленны в силу своей затратности, хотя имитация оных культурными средствами вполне может помочь - но вообще с Колониалистом надо торговаться, заставляя платить настоящую цену за товар. А для укрощения Туземца и проспособления его к Вашему делу Вам необходимо научиться создавать для него множество разных "сегодня".

Короче: сила на Колонизатора, торговля на Колониалиста, культура на Туземца.

Дальнейшие разъяснения я полагаю бессмысленным расходом чернил - может быть, даже таким же бессмысленным расходом чернил - впрочем, когда-нибудь я к ним ещё вернусь.

А пока..."

Пока.
А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

политика, общества, теория

Previous post Next post
Up