Утопия. Об эльфийском национальном государстве.

Oct 19, 2006 19:04


Итак, национальное государство. В прошлых текстах я рискнул утверждать, что нация и государство являются разными способами решения одной и той же проблемы - проблемы обеспечения и повышения предсказуемости и аналитичности человеческого общежития, причём если государство основано на соподчинении как принципе этого обеспечения, когда поведение Другого прогнозируется на основе общих отношений подчинения, то нация для обеспечения предсказуемости использует принцип сопричастности, когда поведение Другого предсказывается, исходя из общей принадлежности к нации.

Из такого подхода можно вывести, что национальное государство ещё нигде и никогда не строилось. История взаимоотношений государства - более древней сущности - и нации - сущности молодой - сводится к попыткам запрячь нацию для целей государства или вынужденным уступкам нации со стороны государства. Такого, чтобы нация пробовала создать государство именно под себя с нуля, вроде бы ещё не случалось. Даже при распадах каких-то крупных государств мелкая нация была вынуждена приспосабливаться к остаткам прежнего управленческого аппарата на её новообретённой территории, остаткам прежних законов, установлений и регуляций.

Ниже ради интереса я попробую набросать некие черты национального государства - не модификации современного государства, в предположении, что нации сделаны ещё какие-то уступки, а именно изначально национального - такого, в котором носителем суверенитета является не арифметическая сумма избирателей и не бюрократический аппарат, а нация.

Основным принципом национального государства может быть только пропорциональная зависимость объёма прав и обязанностей индивида в зависимости от степени его принадлежности к нации. Это аксиома, без неё не имеет смысла городить огород. Практическая реализация принципа требует решения задачи исчисления степени принадлежности индивида к нации, так что без черепомерок тут не обойтись каковая задача вовсе не выглядит тривиальной.

В тексте буду говорить... ну, предположим, о нации эльфов. За эльфов статью о разжигании или там смене конституционного строя не припаяют.

Итак, биологически эльф - тот, чей геном входит в некоторое множество геномов с достаточно произвольно установленными границами. Во всяком случае тот, у кого ухи не острые - биологически не эльф.

Этнически эльф определяется по суперпозиции двух критериев - он выглядит как эльф и ведёт себя как эльф. При этом критерий эльфийской внешности обладает меньшим весом, чем критерий эльфийского поведения - потому, что внешность оценивают единожды, а поведение воспроизводится постоянно. Внешность имярек на соответствие эльфийской может оценить любой желающий. Поведение имярек на соответствие эльфийскому оценивают а) по некоторой совокупности эталонных моделей поведения, б) в сообществах, где имярек ведёт социальную жизнь.

Предположим, что сообщество эльфов эволюционировало до состояния нации - как определить эльфа, принадлежащего к эльфийской нации (назовём его эльфом-сувереном), отличая его от просто этнического эльфа? Форма-то ушей остаётся та же, то есть разница считается в поведении.

Так вот, поведение эльфа-суверена отличается от поведения этнического эльфа тем, что поведение эльфа-суверена заставляет/обязывает/подвигает/стимулирует не-эльфов приближать своё поведение к эльфийскому, а модель поведения этнического эльфа к такому результату не ведёт. Именно совокупность моделей поведения эльфов-суверенов и задаёт эльфийскую нацию; не-эльфы, подражая этому поведению (именно поведению суверена!), могут в эльфийскую нацию войти, биологически эльфами при этом не становясь. Заметьте, что этническим эльфам подражать поведению суверена легче, ибо суверен-то таки эльф, и его суверенное поведение эволюционировало из поведения этнического эльфа.

Отмечу ещё одну вещь - быть сувереном можно не всегда и не везде. На протяжении какого-то отрезка своей жизни этнический эльф может быть сувереном, а всю остальную жизнь ничем не выделяться. Точно так же модель поведения суверена может проявляться только в каком-то жизненном аспекте или даже только в конкретной ситуации. Да, и чтобы не оставлять недосказанным: персонаж "эльф-суверен" получается сущностно национальный, но функционально имперский. Ибо одно от другого здесь отделить невозможно.

А теперь предположу, что государством эльфы решили обзавестись только сейчас, достигнув состояния нации. И решили они обзавестись государством национальным, а не какой-нибудь, понимаешь, демократической республикой, которая получается после обвала монархии, которая произошла из феодальной раздробленности, которая... дыр-дыр-дыр во тьму веков. Короче, дано: национальное государство эльфов строится с нуля, а нация эльфов уже есть.

В первую очередь эльфам нужна наработанная историей Библиотека, в которой хранится максимально возможное количество текстов, описывающих поведение суверенов тогда, когда они суверены. Дело в том, что оригинальное суверенное поведение существует только в соприкосновении с не-эльфами, в результате в моноэльфийских областях оно может лишь воспроизводиться в качестве противостояния аберрациям поведения этнических эльфов. А для воспроизведения, как и было сказано, нужны эталоны. Эталоны поведения суверенов и хранит Библиотека, равно как и описания среднестатистического эльфийского поведения.

Библиотека предоставляет нужные тексты всем и каждому в любом количестве экземпляров - конечно, это чисто мистическое допущение, в реальном мире невозможное. :-) Вопросы школьного обучения и заточки таких предметов, как история, литература и промывание мозгов, я тоже оставлю в стороне.

Соответственно, всякое поведение в любом сообществе может рассматриваться как в некоторой степени соответствующее/несоответствующее этим самым эталонам - в случае, если поведение выходит за рамки всех известных сюжетов, смотрим на его конечный результат и определяем, является ли оно суверенным, то есть подвигает ли поведение не-эльфов к модификации в сторону эльфийского. Если да, вносим в каталог, то есть создаём новый текст в Библиотеке.

Вспоминаем, зачем надо оценивать поведение. Затем, чтобы выдать на эльфийское рыло, в этом поведении замеченное, пакет прав и обязанностей. Или, в динамике, плюсовать и минусовать эти самые права и обязанности на рыло поштучно, в зависимости от поведения рыла.

Понятно, что тут нужна либо система, мониторящая всё население всё время, либо система, реагирующая на поведение, отклоняющееся от среднестатистического эльфийского - в сторону эльфийско-суверенного или не-эльфийского. Система постоянного мониторинга, мягко говоря, дорога и технически сложна, так что рассмотрю вторую.

Итак, у нас есть некий коллектив, некое устойчивое сообщество (критерии устойчивости и разнообразие сообществ - второй вопрос, однако вполне аналитичный), в котором люди... грррм, эльфы себя ведут. Предположим, что некий поступок имярек или серия поступков, образующая сюжет, сочтена другим членом коллектива неэльфийской. Тогда этот другой имеет право отказать имярек в эльфийскости, зафиксировав этот отказ и его причину в некоей (не менее мистической) базе данных или как там оно у эльфов называется. Отказ этот, будучи предъявлен имярек и не будучи оспорен им, влечёт за собой понижение имярек в эльфийскости - ему в его электронный паспорт шифтгретор (слово не эльфийское, но чего уж там) вписывается некий минус. Минус этот снимается через некоторое время, если дальнейших заявок не будет. А если заявки есть, и минуса накапливаются, то эльф понижается в статусе, у него отбираются те или иные права, вместе с корреспондирующими им обязанностями.

Те же дела с прославлениями и плюсами, разве что право оспорить таковые есть не только у прославляемого. :-)

Если эльф оспаривает фактическую обоснованность заявки или готов отстаивать свои поступки как соответствующие какому-то сюжету, в дело вступают... их очень трудно определить одним словом. Судьи в ветхозаветном смысле? Шерифы? Библиотекари? Литературные критики? ДМы? Герольды?.. Короче, авторитеты: эльфы-суверены или эльфы, ближайшие к этому состоянию на данной территории. Их дело - засчитать спорную заявку или нет.

Понятно, что если в эльфийском коллективе существует орк или хуман, то его эльфийскость (эльфичность?) так же будет считаться по поведению, а не по морде. Понятно и то, что для признания статуса сообщества достаточным для рассматрения жалоб его членов друг на друга, надо, чтобы в сообществе количество эльфов-по-признанию со статусом, достаточным для жалобописания, превосходило некоторый процент. Иначе этот коллектив считается ущербным и может существовать в легальном статусе только в силу ситуационной необходимости, подлежа расформированию при первой же возможности.

Уточню на всякий пожарный, что этот подход применяется и в ситуации, когда плюсы и минусы индивид зарабатывает в нескольких сообществах - семья включительно.

Ранее я упомянул "права". Если я говорю о модуляции поведения эльфов, а не о его законодательном ограничении, то есть не о воздвижении государством некой клетки из законов, в которых эльфы свободны творить что хотят (но ни шагу на подстриженный газон), то вся концепция прав выглядит совершенно иначе, нежели привычная. Права тут надо различать по категориям прав на изменение ситуации и прав на самосохранение (проще говоря - прав на атаку и прав на защиту).

Права влияния на ситуацию включают в себя и права психического влияния (вес голоса в принятии решения, право выступления на собраниях, право публичного или приватного спора с эльфом-сувереном), и права влияния физического (ну, скажем, право ношения оружия для самозащиты, право вызвать на дуэль или право причинить некий объём неудобств ближнему своему через отношения собственности и власти, которые также подчинены отношениям в нации).

Право на самосохранение включают в себя такие права, как право на пищу и убежище от холода, право на поддержание и увеличение возможностей (именно возможностей, а не прав!) физического и психического влияния.

С учётом того, что нация состоит из поколений и возобновляется с ними, степень принадлежности к нации может зависеть и от возраста, и от семейного положения, и от степени принадлежности к нации родственников...

Вообще, эта система никоим образом не проще нынешней системы прав и обязанностей; она сложнее (если хотите, это общество цивилизованнее - дык эльфы всё ж), и её трудно, практически невозможно поддерживать без той самой мистической базы данных, ибо состояний принадлежности к нации может быть очень много, в отличие от пары государственных состояний "гражданин-негражданин". Отдельным вопросом станет возможность определить степень принадлежности к нации эльфом А у эльфа Б. Разумеется, нашивать шестиконечные звёзды на одежду - это глупо и пошло...

Ответ на вопрос "кто устережёт сторожей" тоже не менее сложен, чем в нынешних государствах - основной путь его решения состоит в признании неправосудия авторитетов и использования выгод от неправосудия как неприемлемой модели поведения, влекущей разэльфинье, с возможностью суммирования статусов некоего коллектива в тяжбе против коррумпированного авторитета.

Политика у эльфов очевидно будет непартийной, точнее, политические сообщества для разрешения общественных конфликтов будут ситуационно кристаллизоваться вокруг тех или иных эльфов-суверенов. Политические и экономические изменения будут сводиться к повышению или понижению приемлемости на некоторый срок для той или иной модели поведения, отражённой в Библиотеке, и соответственно поощрению её в обществе или наоборот. Обратная связь вполне может быть организована по принципу демократии, с учётом неравенства голосов индивидуумов в зависимости от степени их принадлежности к нации эльфов.

Вот такая утопия, товарищи. Ваше право считать её талмудической теократией, извращённой ролевой игрой, смыслократией по-холмогоровски или мечтой учрежденческого "актива" 30-х годов прошлого века, но я считаю это именно национальным государством, построенным с нуля, исходя из принципа примата нации над государством, а не наоборот.

Да, главное-то забыл... хоббитов - за Полярный круг и пусть туннель под Северным полюсом копают. Ибо задолбали.

утопия, футуризм

Previous post Next post
Up