По Пскову XVII века. Часть первая.

May 10, 2010 19:58

          Представляю вашему вниманию альбом графических реконструкций замечательного псковского архитектора-реставратора Юрия Павловича Спегальского, позволяющий взглянуть на то, как выглядел Псков в XVII столетии.
          Прошу не ждать от рисунков слишком много - это лишь карандашные зарисовки, часто очень беглые и без цвета, без детальной проработки лиц и одежды мелькающих в кадре человеческих фигур, а не законченные картины. К тому же созданы они были в Ленинграде в первую блокадную зиму 1941-1942 гг. Тем не менее, этот альбом представляет уникальную возможность нашим современникам посмотреть глазами одного из талантливейших реставраторов XX века на то, как выглядел типичный русский город на закате русского Средневековья. Еще немного, и весь этот мир, живущий и дышащий полной грудью на рисунках Спегальского, уйдет в прошлое. Изменятся архитектура, мода… изменится страна, вступившая в новую эпоху. И тем живее и ярче проступают на фоне белоснежных стен псковских храмов смутные тени людей, населяющих исчезнувший город, вновь лишь ненадолго воскресающий на страницах этого альбома.


Вступительное слово
          Ю. П. Спегальский посвятил всю свою жизнь изучению псковских архитектурных памятников. Он был исследователем истории псковской архитектуры, работал по реставрации псковских памятников и был талантливым художником, запечатлевшим в своих живописных и графических произведениях древний Псков. По своему значению графические реконструкции Ю. П. Спегальского по древнему Пскову равняются тому, что было сделано А. Васнецовым для старой Москвы.
          Ю. П. Спегальский - поэт древнего Пскова. У него был дар проникновения в жизнь Древней Руси.
          Как исследователя псковской архитектуры Ю. П. Спегальского отличало не только глубокое знание истории древнерусской архитектуры, но и серьезная эрудиция в области истории древнерусской культуры, быта, прикладного искусства, письменности.
          Совершенно бесспорно, что из всех историков древнепсковской архитектуры Ю. П. Спегальский был наиболее осведомленным в быте и культуре древнего Пскова. Этим я не хочу обидеть других историков псковской архитектуры: я считаю, что это сочетание историка архитектуры и историка быта и культуры, очень трудно достижимо, и поэтому нельзя его требовать от специалистов. Ю. П. Спегальский был в этом отношении явлением исключительным.
          Д. ЛИХАЧЕВ, академик

Иллюстрации
          Памятники архитектуры уподобляют каменной летописи. В общем такое уподобление правильно. Но летопись эта не сохраняется в неприкосновенности. В ходе жизни ее "страницы" вырываются, разрозниваются и искажаются. Старинные псковские здания, дошедшие до нас, за прожитое ими долгое время так изменялись, что даже специалистам-исследователям трудно уяснить себе их первоначальную архитектуру. А между тем немыслимо понять и оценить эти памятники, не представляя достаточно верно и ясно их былого облика. Кроме того, нужно видеть эти здания не одинокими и разрозненными, а связанными со всей той обстановкой, которая их в свое время окружала.
          Ю. П. Спегальский

Плавучий мост.
Дороги, которые вели в Псков с запада, сходились к Плавучему мосту через реку Великую. На другом берегу раскинулся город. С Плавучего моста в него входили через Власьевские ворота в четырехугольной Власьевской башне. Высокая крепостная стена влево от башни - западная стена Довмонтова города. Дальше за ней видны часть укреплений Кремля, верхушки Троицкого собора и его колокольни.



Власьевские ворота.
Из под затемненных ворот Власьевской башни открывалось широкое, сверкающее светом пространство площади Старого торга. У самых ворот, налево - каменная караульня, за ней - церковь Власия, направо - бывший княжий, позднее государев, казенный двор. Вдали виден Пушечный шатер с крутой тесовой крышей.



Пушечный Шатер.
Под его защитой на обширном деревянном помосте хранилась тяжелая псковская артиллерия пищали Медведь, Трескотуха и другие. Был на этой площади, у стены Довмонтова города, и другой шатер, где хранились мелкие орудия. Направо, вблизи церкви Василия, видна часть Приказных палат.



Приказные палаты.
Это административное здание (1693-1695) с высокой крутой тесовой крышей на четыре ската, затейливо украшенной, и со слуховыми окнами в виде больших "бочек" луковицеобразного очертания. Поставленное на самом видном месте южной стороны Довмонтова города, оно поддерживало всю композицию площади своими монументально пластичными формами.



Изборская улица.
К площади Старого торга сходились все главные улицы Пскова, в том числе Великая (ныне Советская), переходившая за городом в Смоленскую дорогу. Петровская (ныне Карла Маркса) - дорога, ведущая из Новгорода, Званица (ныне улица Леона Поземского) - продолжение дороги из Гдова и Нарвы. Через Плавучий мост и Изборскую улицу (ныне часть ее сохраняется под названием Конной) площадь была связана с сухопутной дорогой на Изборск и Ригу, а пристани на Пскове и Великой соединяли ее с водными путями. После долгого пути через дремучие леса, многоверстной массой стоявшие от границы Ливонии до Завеличья, проехав узкой Изборской улицей, путник оказывался перед простором реки Великой, на другой стороне которой во всей красе представал Псков.



Довмонтов город.
Цветные с позолотой купола храмов, живопись икон под навесами, часовенки, кладбища с оградами и воротами - все эти разнообразные строения Довмонтова города живописно сочетались между собою. А рядом вздымались белые стены Крома и сверкали золотом главы собора в детинце. Ко времени призвания самостоятельности Пскова (1348) в Довмонтовом городе сосредоточилось управление производственными купеческими и церковными объединениями города. Здесь были общественные постройки, корпоративные гридницы, избы и церкви с дворами при них. Значение общегородского центра Довмонтов город сохранил и в XVII веке.



В Довмонтовом городе.
Храмы, звонницы... В Довмонтовом городе было множество церквей, и при них приделы, притворы, галереи, палатки.



Вход в Кром (Темные ворота).
В Кром проходили через ворота в стене детинца, которую псковичи называли Перши (Перси). Эта стена имела решающее значение в системе обороны Пскова. От Довмонтова города ее отделял глубокий ров с перекинутыми через него мостами. Внутрь детинца попадали не сразу: из одних ворот входили сначала в охабень - узкий, длинный, зажатый с двух сторон высокими каменными стенами, с нависшими сверху бревенчатыми боевыми настилами коридор, ведущий до других ворот.



Троицкий собор.
После сумрачной щели охабня неожиданно открывалось залитое ярким светом широкое пространство торжественной Вечевой площади. На правой ее стороне вздымался сверкающий золотыми куполами величественный Троицкий собор, построенный в самый расцвет самобытной псковской церковной архитектуры (1367). В соборе хранились все реликвии города: мечи его князей - Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, древние грамоты Пскова, печати и государственная казна.



На Митрополичьем Дворе.
Переднюю часть Кремля занимали Благовещенский собор и Митрополичий двор. Все здесь было крупно и величественно. Могучая стена и высокий обрыв с протоком внизу отделяли Кремль от расположившегося у его подножия Довмонтова города.



Уголок Владычного двора.
Владычный двор примыкал к Першам. С XVII века он занимал добрую половину Вечевой плащади, украшая южную сторону богатой архитектурой церквей и палат.



Церковь Благовещения на Крому.
Церковь Благовещения на Крому, простая и изящная по своей архитектуре, стояла на юго-западном углу Крома. (На рисунке показана часть крепостной стены, каменные (Смердьи) ворота с караульней при них, верхняя часть Смердьей башни).



Буй.
Буй - двор за оградой возле храма. Имел захоронения, и тяжелые каменные кресты четко выделялись на фоне белых стен храмов и звонниц.



Нижние решетки.
У слияния Псковы с Великой были устроены Нижние решетки, где под сводами, прорезавшими толщу крепостной стены, между дубовыми, окованными железом бревнами опускных решеток бурлила и пенилась вода Псковы.



У Нижних решеток.
У Нижних решеток день и ночь стояли стрельцы на карауле.



Продолжение следует.

храмы, палаты, Русь, архитектура

Previous post Next post
Up