"Без шансов, без вариантов. Безотносительно именно к вам!" До начала 2013 года я грустно думала, что эти слова посвящаются моему желанию попасть на концерт их автора. Но 23-го апреля я стояла в плотной толпе переполненной фанзоны, слышала живое исполнение этой песни и, пробиваясь прищуреным близоруким взглядом сквозь сотни поднятых в приветствии рук, десятки выглядывающих голов и даже пару сидящих на мужских плечах женских задниц, видела ее. Маленькая, но безумно значительная фигурка на сцене харьковского Дворца спорта. На сцене всей современной музыки. На сцене моего сердца. Земфира.
"Зем-фи-ра!" - скандировал зал, в нетерпении ожидая выхода певицы. "Зем-фи-ра!" - не унимались фанаты во время почти часового утомительного разогрева. "Зем-фи-ра!", "Спа-си-бо!" - с благодарностью и восторгом ревела толпа, вклиниваясь хором в каждую паузу между песнями.
Публика ждала почти час - в это время ее пытался развлечь оставшийся безымянным диджей. Получалось у него не очень - видимо, мало в ком из присутствующих любовь к Земфире и року жила по соседству с клаберскими пристрастиями. Пару раз в зале даже прокатывались робкие попытки соединить все голоса в обидном выкрике "Уходи!", но безуспешно. Во мне нарастало раздражение: гардероб отсутствует - приходится держать куртку в руках, сумка через плечо уже стала достаточно ощутимой, места в толпе у нас не слишком удачные, мы хоть и не очень далеко от сцены, но несколько дылд впереди практически полностью перекрывают вид, сильные ароматы духов смешиваются друг с другом и с запахами пота, и от этого, а также от усталости, скопившейся за рабочий день, меня начинает слегка мутить и пошатывать - и наступает легкое разочарование, ведь чем больше разогрева, тем меньше Земфиры, тем меньше энергии останется во мне, чтобы максимально насладиться действом.
Но вот, спустя упущенную вечность, группа выходит на сцену. Я лезу из кожи вон, пытаюсь рассмотреть, но это практически невозможно, поэтому большую часть времени я жадно всматриваюсь в один из экранов, подвешенных по обе стороны от сцены. После "Без шансов" Земфира поет "Деньги" и остальные песни из нового альбома, все, кроме лучшей - "Горы". Народ уже знает слова и самозабвенно подпевает. Я тоже иногда, но без ожидаемого удовольствия - из новых песен меня действительно цепляет только 2-3. Выбор песен из прошлых альбомов тоже не вполне совпал с моим вкусом - большинство из них я плохо знаю и редко слушаю. Поэтому я стою на концерте одного из моих любимейших музыкальных исполнителей, а внутри нарастает недоумение и досада - и больше там почти ничего не происходит. Где же так давно предвкушаемый бешеный кайф? Где погружение в музыку на самую темную глубину, когда получается дышать под водой, а сердце в груди превращается в атомный реактор и начинает генерировать тепло, свет и наслаждение? Где драйв? Безудержное желание прыгать, танцевать, кричать и сходить с ума? Где крышеснос? Смутные проблески этих ощущений поглощает горячая теснота толпы - пространство и воздух, сцену и смысл. Правда, во время пары лирических песен натиск ослабляется, и что-то в груди, освобожденное, вздрагивает, взлетает, растекается. Это особенно чувствовалось во время исполнении песни "Жить в твоей голове", когда объятия любимых рук, ритмичное покачивание публики и снизошедшая на нее спокойная благость позволили наконец дать возможность музыке проникнуть во все клетки, раствориться в крови и заполнить собой весь внутренний и внешний мир .
Когда Земфира первый раз вышла на бис, я, уже уставшая ждать от концерта тех особенных ощущений, которые пару раз были испытаны на подобных мероприятиях, выбралась из толпы к свободному пространству у лестницы. И вот тут все наконец случилось. Все то, что было так желанно, что так отчаянно ожидалось. Все это обрушилось, взорвалось внутри, сбило с ног, закрутило и унесло с собой в забытье и блаженство. Когда звучали песни первого и второго выхода "на бис" (и среди них нежно любимые "Хочешь", "Почему", "Блюз", "ПММЛ", "Не стреляйте"), мне наконец стало хорошо. Вот так вот - масштабно, полностью хорошо - точно как и хотелось.
И, конечно, Земфира. Она не разочаровала ни на секунду. Все мое раздраженное ожидание и досада именно к ней не имели никакого отношения. Она исключительно прекрасна! Ее божественный голос трогает самые тонкие ниточки в моей глубине - и оттуда начинает звучать музыка. Такое счастье было видеть ее через окна в массе человеческих тел: растрепанная, угловатая, изломанно-подвижная, но так исключительно талантливая, так энергетически свободная! Она выжала максимум - она раздарила нам всю себя, с легкостью, за которой стоит тяжелая работа. Музыканты в группе - серьезные профессионалы и большие умницы, как и остальные члены команды - ребята, отвечающие за свет, звук и т.д.
К залу Земфира отнеслась очень тепло, шутила, посвятила по песне фанзоне и трибунам, и одну - харьковскому музыканту Sunsay, бывшему солисту группы "5nizza". Похвасталась своим знанием о том, что в Харькове находится самая большая площадь Европы. В начале, когда рассказывала что-то, усевшись за клавиши, и какой-то мужик перебил ее громких выкриком, ничуть не смутившись и не сбавляя темпа, бросила: "Подожди, дай договорю". А уже ближе к концу, заметив на трибуне пузатого дядьку, снявшего футболку, помахала ему и воскликнула: "Мужчина в неглиже, вы меня вдохновляете!" И, окинув полный зал взглядом, подвела итог: "Харьков в порядке!"
Харьков действительно в порядке, если такая кучища народа способна оценить и пропустить через себя настоящую качественную музыку. И совсем не хотелось чувствовать себя особенной. А хотелось быть вместе там, перед сценой, со всеми этими людьми, и в единстве с ними кричать от счастья: "Зем-фи-ра! Спа-си-бо!"