Общепит по буддистски

May 11, 2016 20:24




В одно прекрасное гималайское утро, когда ещё не улёгся наш завтрак, и есть полчаса а может и час перед началом восхождения, самое лучшее время бесцельно пошататься по старой тибетской деревне, послушать как на ветру шелестят молитвенные флажки и отпустить все переживания и мысли в свободное плавание. Через час, когда все будут в сборе, начнётся восхождение и вскоре все усилия и переживания уйдут только на то, что бы сохранять дыхание и
Так, наслаждаясь утренним затишьем перед походной каторгой, я забрёл на задворки монастыря, а там вовсю готовилось варево в огромном чане. О, да это же приправа для далбата, понял я, рассматривая месиво в огромной кастрюле.





1 Кстати, этой приправы в тарелку кладут не много, и раз готовят такой объём только приправы, это сколько же риса и для какого количества народу надо сварить? За стенами большого здания слышался многоголосый хор и любопытство потянуло меня на этот праздник жизни.


2 Стены большого здания оказались монастырём. Просто тут, в горах, монастыри не всегда и не со всех сторон выглядят красиво, сказывается суровость мест и сильное ограничение в деньгах, хотя многие иностранные организации помогают непальцам.


3 И пару слов про приправу.  В этом чане на небольшом огне от ячьих какашек, которые ещё называют кизяком, тушится картошка вместе с приправами. Судя по цвету, это индийские приправы типа "кари", цвет  у этой приправы узнаваемый. Разумеется, туда кидают всё что есть  и неизменно добавляют острый перец.  Острая еда помогает лучше переносить холод, по крайней мере, первые часы после еды, организму тепло. Мне трудно рассуждать о пользе и вреде такой еды, но скорее всего для европейца  такая еда будет в большей степени вредной чем для местного человека.


4 Зайдя во двор я обнаружил там огромное количество маленьких падованов )))  В это время, будущие святые, ламы, подвижники и монахи вкушали вполне земной завтрак, рис  с той самой приправой.  Оказалось, это не только монастырь, а как тут нередко бывает, в стенах монастыря работала школа, и судя по количеству молодых адептов, весьма востребованная.  Вообще, раньше  существовала традиция, когда из семьи один мальчик уходил в монастырь, но думаю теперь так мало кто делает, в семьях стало гораздо меньше детей да и стремления у родителей и самих детей тоже поменялись. Но традиции пока ещё живы и стены подобных монастырей наполнены детскими голосами.


5 Как и во всём Непале, тут действует одно простое и незыблемое правило далбата (далбатом называют  рис с приправой ), если просишь добавки - всегда дадут. Остаются вопросы вкуса, питательности и тп и тп  но в целом не плохо - всегда можно набить желудок до отказа.  Другой вопрос, как после этого сидеть на занятиях, но это второстепенный вопрос, и между рядами молодых адептов бегает непалец с кастрюлей, докладывая вкусный рис или приправу будущим светилам.


6  Порции у этих детишек, вы можете это увидеть, совершенно не детские.  И не забываем про добавку, эти маленькие проныры, как пылесосы всасывают в себя кашу.  В обычных условиях  европеец много риса, таким образом приготовленного не съест. Всякие пловы не в счёт, это совершенно другое, а есть простой рис в таких количествах, вот это подвиг!  У нас родилось по этому поводу соответствующее слово - обдалбатится.


7 Интересно что юные дарования не сами подходят за добавкой а между ними работает пара взрослых непальцев. Вообще то раньше тут были сильны кастовые различия и я думаю, это оттуда.  Монахи и те кто ими становился, явно из более высокой касты, и разумеется, им служили те, кто был из более низкой касты.  Традиции меняются быстро, а вот некоторые привычки остаются на сотки лет.


8 Но вот время завтрака закончилось, детей прогнали и на их месте расселись отцы. Не просто отцы, а отцыыыыыыы....   Они давно уже поели, и теперь наслаждаясь прекрасным утром, пьют свой тибетский чай.


9 Парень с кухни, ранее бегавший с добавкой для молодых дарований, теперь подливает чай старикам и знатным людям а те, постоянно посмеиваясь, говорят. Вообще, тут в горах, если встречаются люди6 они не могут не остановится и не поговорить. Как то был случай когда мы шли по тропе и разойтись там было крайне сложно а наш проводник и встречный непалец встали и начали трепаться, рассказывая новости друг-другу. Позади нас и впереди  уже образовалась основательная пробка а они продолжали болтать, пока возмущённые крики с обеих сторон не заставили их попрощаться друг с другом.


10  И пока мужики рассуждали о политике, а тут это частая тема для разговора, на кухонном дворе женщины перебирали злаки.


11 Пока отцы чаёвничают, детей загнали в монастырь на уроки.  Мне разрешили посмотреть пощёлкать внутри, хотя моё присутствие только усилило невероятный хаос среди будущих неофитов.


12


13 те кто постарше уже вполне серьёзно и вдумчиво вгрызаются в манускрипт грамоты.  А вот самые юные, я смотрел на них и сам смеялся - всё точно так же как и в наших садах и школах.


14


15 На заднем плане учитель этой детворы, он снисходительно наблюдал за моими перемещениями и понимал - пока я тут,  и нечего даже начинать усмирять паству, а паства бушевала.  Шуточки в мою сторону быстро прекратились, я не понимаю непальский и никак на них не реагировал, зато подколоть соседа - милое дело и он отвеает тем же.  В общем, поснимать вдумчивые и одухотворённые портреты в то утро у меня не получилось.


16


17 Посмеявшись вместе с монахами и немного поболтав с отцами, они приглашали на чай, но я отказался, потом ещё труднее идти наверх, вместе с портерами и друзьями, мы отправились дальше в горы.  На границе деревни нас ожидали ворота-чортен, пройдя через который, мы покинули гостеприимную деревню.


18 Впереди у нас было ещё много приключений и в качестве премиальных за долгий путь, шикарные виды на Гималаи. Пока ещё не с лушей точки, но тем не менее.


Оригинал взят у dementievskiy в Общепит по буддистски.

путешествия

Previous post Next post
Up