Искусство достаточно часто отражает политические и исторические процессы. Вот пример композиции на острый политический сюжет начала 16 века - захват Италии Карлом V(естественно в аллегорической форме). Необычно то, что изображено это на майоликовой тарелке: "Карл V рассекает распутный Рим" Франческо Ксанто. Так она выглядит в витрине ГЭ:
![](http://farm4.static.flickr.com/3039/2842906566_52103b38f2.jpg)
В каталоге Кубе А.Н, Итальянская майолика XV-XVIII веков так:
![](http://farm4.static.flickr.com/3049/2842060219_ddce6c1b9f.jpg)
На обороте надпись самого художника (явно отражающая политические пристрастия самого Ксанто) "Roma lasciua dal buo Carlo Quinto partita a mezzo" (Развратный Рим рассекаемый Карлом Пятым пополам). Дело в том, что во ремя захвата Крлом Италии (и Рима в 1527 году) ходили слухи, что император собирается уничтожить папский престол - слухи вполне в духе периода Реформации (правда, после разорения Италии Карлом как раз и началась контрреформация). Тарелка с обратной стороны с подписью автора и датой создания - 1534 год:
![](http://farm4.static.flickr.com/3186/2842895712_54d537b539.jpg)
Карл V наиболее популярная фигура того времени, практически все исторические сюжеты на тарелках итальянской майолики посвящены ему (есть еще один "Захват Рима" (Мадрид, частная коллекция), "Коронация Карла" и т.п.) В эрмитажном собрании есть еще одна тарелка Ксанто парная этой - "Предательство Малатесты Бальони" - о взятии Карлом Флоренции в 1530 году (сюжет популярный в художественной литературе). Тоже аллегорическая композиция.
![](http://farm4.static.flickr.com/3193/2842060313_2800fe800a.jpg)
И с обратной стороны -
![](http://farm4.static.flickr.com/3157/2842060399_550b08ed31.jpg)
Обе эти тарелки созданы урбинским мастером Франческо Ксанто. Для урбинских майолик характерны повествовательные композиции, а Ксанто был одним из немногих, кто создавал исторические композиции как на соременные, так и на античные темы (например, у него есть тарелка "Смерть Клеопатры"). Конечно композиции придумывались не самим художником - в то время широкое распространение получили гравюры, художники для росписи брали несколько фигур из одной, несколько из другой, меняли одежду и прически, придумывали пейзаж и архитектурные детали - получалась своеобразная мозаика. Некоторые фигуры перходили из одной тарелки к другой, в том числе и у разных художников.