May 04, 2007 22:41
Было это в 1879 году. В доме номер 96 по Невскому проспекту, в меблированных комнатах, принадлежавших Анне Петровне Кутузовой, поселился скромный чиновник Николай Васильевич Клеточников. Хозяйке Клеточников сразу понравился: тихий, интеллигентный, не жадный, и когда Анна Петровна узнала, что жилец ищет работу, она решила ему посодействовать. Госпожа Кутузова водила знакомство с некоторыми чиновниками Третьего отделения и попросила одного своего старинного приятеля помочь приятному постояльцу.
Клеточникова взяли на место переписчика бумаг, он смог завоевать расположение начальства и вскоре получил повышение - стал младшим помощником делопроизводителя в одном из департаментов Третьего отделения. На этой незначительной, казалось бы, должности Николай Васильевич получил доступ к самым секретным документам, касающимся политического сыска. С этого момента руководство "Народной воли" стало чудесным образом узнавать о планах полиции раньше, чем их объявят нижним чинам. Народовольцы сделались неуловимыми.
Скромный и добросовестный помощник делопроизводителя оказался по совместительству агентом Исполнительного комитета "Народной воли".
Агентурная работа Клеточникова длилась без малого два года. Провал произошел по нелепой случайности: документы о раскрытии одной из явок по ошибке попали в другое ведомство. Клеточников об этом не знал, по срочному делу пошел на эту явочную квартиру и попал в засаду.
Николая Васильевича, как особо опасного преступника, приговорили к смертной казни, но затем приговор смягчили, заменив смерть бессрочной каторгой. Заключенный в Петропавловскую крепость, Клеточников начал голодовку протеста. Через неделю из "гуманных" соображений он был насильственно накормлен, и еще через три дня в мучениях скончался.
Так окончилась жизнь одного из самых знаменитых революционеров-народников.