Одноместный биплан D.H.2 был спроектирован Джефри Де Хэвиллендом для компании Airco (Aircraft Manufacturing Company, Ltd). Фактически он представлял собой уменьшеную копию самолета D.H.1, но в отличие от него был совершеннее аэродинамически, имел более прочную конструкцию, более мощный двигатель и одноместную кабину. У Де Хэвилланда уже был опыт разработки традиционного биплана с тянущим винтом, но исключительно по причине отсутствия у Великобритании на тот момент собственного синхронизатора для пулеметов, пришлось использовать схему с толкающим винтом.
Большую часть из всех выпущенных D.H.2 оснащали ротативным двигателем Gnome Monosoupape, мощностью 100 л.с., на поздих моделях его заменили на более мощный (110 л. с.) Le Rhône 9J.
1 июня 1915 года прототип самолета совершил свой первый полет, возможности и характеристики самолета были признаны вполне удовлетворительными и уже спустя месяц первый D.H.2 прибыл во Францию для пробных боевых операций в составе 5-го эскадрона Royal Flying Corps (RFC, Королевский летный корпус). К сожалению, самолет был сбит (позже немцы его восстановят!), а пилот погиб. На вооружение в RFC самолеты D.H.2 были приняты в феврале 1916 года, сменив собой D.H.1.
Самолет вооружали пулеметом Lewis, для которого в кокпите было предусмотрено три гибких крепления. Пулемет доставлял много хлопот, мало того, что пилоту, в зависимости от обстановки, было необходимо переставлять пулемет, выбирая из этих креплений, но и самостоятельно менять барабан с патронами, диаметром 47 мм, когда они кончались. И все это во время боя, а ведь нужно еще и управлять самим самолетом!
Некоторые пилоты приспособились фиксировать пулемет по центру кабины и направлять на цель непосредственно самолет, что позволяло им на порядок повысить эффективность своих боевых вылетов. Однако старшие чины ВВС негативно относились к такому рацпредложению, пока конструкция с закрепленным по центру пулеметом не была официально одобрена.
В ходе боя пилоту приходилось справляться с чувствительными органами управления, что создавало сложности в пилотировании, в первое время за самолетом закрепилась кличка «Spinning Incinerator» («Вращающаяся печь»), но по мере знакомства пилотов с самолетом его признали чрезвычайно маневренным и относительно легким в управлении. Так же немаловажно было и то, что благодаря своей конструкции самолет обеспечивал своим пилотам великолепную обзорность.
Не смотря на то, что самолет проигрывал в скорости и имел менее надежный мотор по сравнению с немецким монопланом
Fokker E.III Eindekker, D.H.2 был первоклассным истребителем своего времени, обеспечив силам союзников превосходство в небе над немцами.
Первым эскадроном, оснащенным D.H.2 стал 24-й эскадрон Королевского летного корпуса, расположившийся во Франции в Феврале 1916 года, первый эскадрон RFC, полностью оснащенный исключительно одноместными самолетами. В итоге самолетами D.H.2 были оснащены шесть эскадронов. В битве при Сомме (Франция, лето-осень 1916 года) 24-й эскадрон учувствовал в 774 воздушных боях и сбил 44 самолета противника.
С появлением в конце 1916 года самолетов Albatros D.I и D.II германским ВВС удалось восстановить статус-кво в воздухе. В связи с этим, к середине 1917 года D.H.2 на Западном фронте были заменены на более новые D.H.5. Из 453 построеных экземпляров около трети осталось во Франции, остальные некоторое время использовались в боевых операциях в Македонии и Палестине. К осени 1918 года ни одного D.H.2 на службе ВВС Великобритании не осталось. До наших дней ни одного из оригинальных D.H.2 не сохранилось.
На фото - модель de Havilland D.H.2, “С” Flight, No.24 Squadron, Royal Flying Corps, Bertangles, France, July 1916. Производитель - Revell, масштаб - 1:72
ЛТХ de Havilland D.H.2
Размах крыла, м..............................................................................8.61
Длина, м..........................................................................................7.68
Высота, м.........................................................................................2.91
Площадь крыла, м2.........................................................................23.13
Масса
пустого самолета, кг.........................................................................428
нормальная взлетная, кг..................................................................654
Двигатель:........................................................................................1 ПД Gnome Monosoupape или Le Rhône 9J
Мощность, л.с....................................................................................100(110)
Максимальная скорость, км/ч...........................................................150, на уровне моря
Крейсерская скорость, км/ч................................................................124
Максимальная скороподъемность, м/мин.........................................167
Дальность, км....................................................................................400
Продолжительность полета, ч.мин.....................................................2.45
Практический потолок,м....................................................................4265
Экипаж, чел.......................................................................................1
Вооружение.........................................................................................один 7.7-мм пулемет Lewis