Русские Колумбы.

Nov 29, 2015 01:23

  В  январе 2016 года исполнится 195 лет с момента открытия  Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Это значит, что не за горами важная дата - двухсотлетие этого великого события. Сегодня трудно найти человека, который бы не видел фотографий Антарктиды или фильмов о  ней.  Но вот всем ли известны  подробности и  обстоятельства того исторического путешествия, которое состоялось почти два века назад. Я думаю, мало кто может сказать больше того, о чем рассказывает Википедия.  Я надеюсь, что планируемая мной  серия постов, даст много интересного материала для людей неравнодушных. Это тем более важно, что как известно, никто в мире не любит признавать первенства России в той или иной области. И открытие Антарктиды, а также ряда  островов и земель Первой русской антарктической экспедицией из того же числа.
Кроме того буду выкладывать уникальные фотографии и рассказывать о событиях связанных с освоением шестого континента.

Двухсотлетию открытия Антарктиды посвящается.

Авторитетнейшее мнение Джеймса Кука о том, что никакой таинственной земли нет и быть не может к югу от 65 параллели надолго отбили охоту у кого бы то ни было пускаться в опасное полярное плавание. Почти полвека после гибели англичанина научное сообщество и военные круги разных стран были уверены, что едва ли стоит снаряжать дорогостоящую и опасную экспедицию для того лишь чтобы обнаружить парочку затерянных в ледяных просторах каменных скал, которые с практической точки зрения не представляли собой бы никакого интереса.
О Куке, кстати, я уже писал, поэтому оставим в покое этого жестокого шотландца и посмотрим в строну России.



Антарктида. Пролив Лемар.

С момента основания Российского флота Петром Великим (1696) и  первым кругосветным плаванием русских моряков (1803-1806) прошло более века. Было все: и славные победы и горькие поражения в многочисленных морских баталиях, но кругосветки... кругосветки не было.  Те  же испанцы, португальцы, англичане и французы уже триста лет как бесстрашно повторяли подвиг Магеллана. А мы - нет!
 И вот  первая четверть девятнадцатого столетия! Прорвало! (1803-1806) Крузенштерн и Лисянский на "Неве" и "Надежде". (1807-1809) Головин на шлюпе "Диана". (1813-1816) Лазарев на корабле «Суворов». (1815-1818) Коцебу на бриге «Рюрик».(1816-1819) Гагемейстер на корабле «Кутузов». (1816-1818) Понафидин на корабле «Суворов». (1817-1819) Головнин на шлюпе «Камчатка». Семь выдающихся экспедиций! Славные, но хорошо известные факты. Я привожу их только для того чтобы расставить декорации. Кстати русские морские офицеры в эти годы  заняты не только тем, что энергично огибают планету. Их можно видеть в Белом и Баренцевом морях продирающимися сквозь льды к мрачным утесам Новой Земли (Литке), на пустынных берегах сибирских рек и Ледовитого океана, среди кекуров и скал (Анжу и Врангель), в суровых водах Берингова пролива (Васильев).



Современная карта Антарктиды с указанием маршрута экспедиций Беллинсгаузена-Лазарева и Кука (кликабельно)

Вкус приходит во время еды. Первое документально подтвержденное упоминание о предполагаемой  экспедиции к южному полюсу относится к концу 1818-го - началу 1819 года. Только что вернувшийся из кругосветки Коцебу предлагал план новой экспедиции, которая  ставила бы своей задачей исследование не только северных, но и южных полярных областей. Но нет никаких оснований полагать, что именно Коцебу подал идею полярного поиска. Известно также  и письмо Крузенштерна от 31 марта 1819 года к морскому министру маркизу Де Траверсе с конкретными предложениями о целях, планах и способах реализации предприятия. Точной же ясности о том, кому конкретно принадлежит идея поиска неведомого шестого континента, нет.



 4 июля 1819 года из Кронштадта вышел отряд кораблей в составе не двух, а четырех единиц. Шлюпы "Восток" и "Мирный" под командованием Беллинсгаузена и Лазарева составляли "южную дивизию" и должны были отправится к Южному полярному кругу. Корвет "Открытие" и транспорт "Благонамеренный" под командованием Васильева и Шишмарева соответственно следовали к Беренгову проливу для отыскания полярного морского пути вдоль северной береговой линии Американского материка . Они являли собой "северную дивизию". Весь отряд двигался совместно до Рио-де-Жанейро, после чего разделился для выполнения поставленных задач.



Антарктический полуостров

Выбор кораблей и экипажа.



   Изначально не планировалось назначать Беллинсгаузена на должность начальника  экспедиции. Возглавить южную дивизию должен был капитан-командор Ратманов, но в виду не самого лучшего самочувствия Ратманов отказался и по рекомендации Крузенштерна выбор пал на Фаддея Фаддееевича.
 За плечами Михаила Петровича Лазарева к лету 1819 года был уже солидный морской опыт . После окончания Морского корпуса он четыре года практиковался в английском флоте. И не просто практиковался, а воевал (с французами в Вест-Индии и на Атлантике). Затем, 25-летним офицером он совершает первое свое самостоятельное кругосветное плавание (1813-1816).



Антарктида. Пролив Лемар.

Известен поименный список экипажей обоих шлюпов. Кроме офицерских чинов, матросов и мастеровых в плавание отправлялись астроном Иван Симонов, художник Павел Михайлов, клерк Иван Резанов, иеромонах Дионисий и два медика. Научные естествоиспытательские работы должны были выполнять два немецких специалиста, но оценив все трудности и лишения предприятия на предполагаемое рандеву в Копенгагене они не явились.



Антарктические пингвины (Адели)



  Небольшое отступление, продиктованное сегодняшним политическим моментом.
Сын владимирского дворянина, великолепный моряк, первооткрыватель, флотоводец Михаил Петрович Лазарев, благодаря стараниям которого Севастополь смог так долго сдерживать напор англо-французско-турецких армий в 1854-55гг, похоронен в склепе Владимирского собора Севастополя. Вернув Крым, Россия обрела вновь своего славного сына, как обрела она Деникина, Каппеля, Шмелева и др.


Тюлень Уэдделла.



Ледяной грот.

(Продолжение следует....Обещаю уменьшить долю энциклопедической информации)

Немного истории, Антарктида

Previous post Next post
Up