"Утро России" №264 суббота, 26 сентября 1915 года. Шаляпин.

Apr 07, 2015 23:21

   Давненько не брал я в руки старых газет. Ну-ка, посмотрим! Скажем эту, московскую, от 26 сентября 1915 года. Та-а-к! "Утро России". Четвертая страница. Что здесь?! Рубрика "Все для войны".... Нет, не то. "Проишествия".... Опять не то. "Судебные вести",... "В учебных заведениях",...."Театры"....
 Пусть будут "Театры".
Большой татр даёт "Хованщину" с Ф.И. Шаляпиным в партии Досифея. Маэстро отмечает двадцатипятилетие сценической деятельности. Хм-м-м!
 Сбоку длинющая колонка с описанием творческого пути Фёдора Ивановича. Почитаем?!








".....Он работал с упоением и только грустил, что условия и обстоятельства ставят его дарованию слишком стеснительные, узкие рамки...."
   Выступления, аншлаги, овации.  Мариинка и Большой,   Ла Скала и петербургский Народный Дом Императора Николая II.   Артист отдается любимому ремеслу полностью и заслуженно пользуется огромной любовью публики. Шаляпина обожают и в императорской ложе, и на галерке среди мещан и разночинцев.
 В 1900-1901 году по инициативе Николая II в Петербурге, за Петропавловской крепостью, на берегу Кронверкского канала по проекту архитектора А.Н. Померанцева был выстроен Народный Дом с театралным и концертным залами, с кинематографом, фойэ и буфетом.   Императором преследовалась чисто просветительская идея, имеющая  целью дать возможность низшим слоям  приобщиться к высокому искусству. В буфете Народного дома, кстати, категорически воспрещалась продажа водки.
  Каждое выступление здесь для Шаляпина было особенным.




Вот как описывает французский посол М. Палеолог  в своей книге "Царская Россия накануне революции" Народный Дом и свои впечатления от выступления в нем Ф.И. Шаляпина. Время действия 14 марта 1916 года:

"... Народный Дом вошел в моду, лучшие музыкальные и драматические силы наперерыв выступают там. За какие-нибудь двадцать копеек беднейшие слои населения могут присутствовать при исполнении лучших музыкальных и драматических произведений. Более состоятельные люди за два--три рубля могут иметь место в партере или ложе. Зал всегда переполнен. Ездят туда, не наряжаясь.
Сегодня я слушал бесподобного Шаляпина в "Дон-Кихоте" Массенэ. Я пригласил в свою ложу княгиню Д. г-жу П. и Сазонова. Я уже несколько раз слушаю "Дон-Кихота" в Народном Доме; это далеко не лучшая опера Массенэ; в ней слишком много мест, спешно написанных и банальных; слишком чувствуются недостатки состарившегося композитора. Но Шаляпин достигает высших степеней драматического искусства, неподражаемо изображая злоключения Дон-Кихота. Всякий раз меня поражает то напряженное внимание, которое публика высказывает к герою и к развязке действия. Мне казалось с первого взгляда, что роман Сервантеса, полный добродушия, здравого смысла, незлобивой иронии и скептицизма, чуждого разочарованности, покажется чуждым русским. Но впоследствии я нашел у Дон-Кихота несколько черт характера, трогающих русских, таковы: его великодушие, кротость, жалостливость, смирение, а главное, его способность отдаваться фантазиям, постоянное смешение галлюцинаций со здравыми мыслями. После сцены смерти, в которой Шаляпин превзошел себя, Сазонов (министр иностранных дел) сказал мне: "Как хорошо! Прямо божественно? Что-то почти религиозное".



Обед георгиевских кавалеров 26 ноября 1915 года в Петрограде, в Народном Доме императора Николая II. На празднике присутствовало 16 000 георгиевских кавалеров.(Фото с сайта https://commons.wikimedia.org/wiki/File:St._George%27s_day_1915.jpeg?uselang=ru)

К сожалению здание Народного Дома не сохранилось до наших дней. Было бы интересно взглянуть на сцену, с которой пел Шаляпин. На приведенной выше фотографии можно видеть тот самый концертный зал.

Вот прочитал я все это и подумал: какая все-таки несправедливость существует на свете. Великие художники, поэты, архитектры, скульпторы, всевозможные мастера прошлого оставили нам в наследие плоды своего таланта. И сегодня мы можем восхищаться их дарованием воочую наблюдая их творения. А драматический актер или певец, как с ними?! Осталось только имя? Есть звукозаписи, но как мне представляется вся сила Шаляпина в манере исполнения, в его артистическом мастерстве. Тут даже кинематограф не всегда поможет.

Имя Шаляпина увековечено звездой на голливудской  "Аллее славы" за вклад в индустрию звукозаписи. Умер маэстро в Париже от лейкоза в 1938 году. Прах певца покоится на Новодевичьем кладбище. Хорошо помню с какой помпой в 1984 году проводилась церемония перезахоронения. Для того времени это было событие особого масштаба.
  Новинский бульвар 25. Это адрес музея Шаляпина в Москве.
  Может схожу на досуге.

Утро России, Люди, Старые газеты

Previous post Next post
Up