Картинка с
http://ukrmap.su В 1733-м году в городе Архангельске основано адмиралтейство. Это для тех, кто считает, что времена правления Анны Иоановны примечательны лишь бироновщиной. В правление императрицы Россия по прежнему стремилась обрести выходы к самым различным морям, стать великой морской державой. Не только Крымская война 1735-39 гг, но и Вторая Камчатская экспедиция, имена Овцына, Чирикова, братьев Лаптевых, Витуса Беринга, первые научные описания и топографические карты рек и земель Сибири, арктического побережья страны, берегов Северной Америки , островов Курильской гряды и многе многое другоге остались славными вехами в российской истории. Государство тратило колоссальные суммы на эти проекты. Строились новые заводы, корабли и целые ферфи. Продолжалось дело Великого Петра.
Но, вернёмся в Архангельск. К тем фактам, которые тоже, конечно, известны, но всё-таки далеко не всем.
К 1720 году масштабное кораблестроение в устье Северной Двины остановилось. Белое море, с точки зрения стратегической, казалось абсолютно переферийным. Здесь не решалась судьба страны, отсюда трудно было грозить коварному соседу. Так почему же, спустя 13 лет возникла эта затея с адмиралтейством?
Во первых, росло напряжение между Россией и Турцией, что предполагало в случае войны не только сухопутные, но и морские сражения. Надо было резко ускорить строительство новых военных кораблей. Во вторых, как бы сказали сегодня, требовалась диверсификация, или разнообразие судостроительной промышленности. Чтобы в случае морской блокады Петербурга оставалась возможность сопротивления, ведения торговли с третьими странами. Но, не только это. Морские офицеры, получившие лучшее на тот момент образование, их отвага и устремленность должны быть конвертируемы во что-то большее чем просто морские баталии. Именно во времена Анны Иоановны зарождается исследовательская, научная миссия российского флота.
Для надлежащего решения этих задач, требовалась серьезная промышленная база. Нужно было создать не просто верфи, а настоящий кораблестроительный центр.
Архангельское адмиралтейство разместилось на той части Соломбалы, которая омывалась Двиной и ее протокой Кузнечихой. Именно здесь в 1700 году Петр строил свою первую эскадру. Уже в 1734 году архангельские корабелы получили подряд на два военных корабля "Город Архангел" и "Северная Звезда". В 1735-м они были спущены на воду и отправлены в Кронштадт.
Восставшие подобно фениксу верфи, уже не прекращали выпуск судов. К 1826-му в адмиралтействе насчитывалось девять эллингов, ориентированных с NO на SW. Пять из них к 1806 году потеряли возможность производить большие корабли по причине обмеления фарватера. Тем не менее к указанному моменту было выпущено: 44- пушечных фрегатов (69), транспорты и шхуны (65), плавучих батарей и канонирских лодок (52), 74-пушечных линейных кораблей (44), 66-пушечных линейных кораблей (88), 54-пушечных линейных кораблей (14), шлюпов (3), бригов (2), катеров и яхт (12) .
Срок строительства линейного корабля чуть меньше года. Материалом для корпусов служила лиственница, для мачт и рей - ель и сосна. Для спуска на воду использовалась специальная конструкция, похожая на сани. Корпус корабля ложился на горизонтальные брусья, лежащими на полозьях, и зажимался другими, стоящими вертикально. После того как все это сооружение оказывалось на воде вертикальные опоры разжимались и сани выводили из-под судна.
Из-за специфического расположения эллингов часть кораблей получались немного кривобокими. Это приписывали иссушающему влиянию солнца, которое неравномерно в течении дня освещало левый и правый борт соответственно.
Кроме эллингов, кильбанок (аналогов доков) и административных зданий адмиралтейство включало в себя разного рода магазины, склады, мастерские, заводы, конюшни, казармы, фортификационные сооружения. Все здания к тому же 1826 году были деревянные за исключением одного главного корпуса, котрый был построен из камня.