У Протвы.

Feb 22, 2014 02:02



  В детстве мне очень хотелось увидеть как встает на речке лед. Странным и необычным казалось то, что быстрая речная струя, такая бойкая и непокорная, вдруг разом стихнет и позволит себе остановиться. Мне представлялось это настолько таинственным, что я воспринимал секрет ледостава в одном ряду с феноменами жизни и смерти. Совершенно невозможно установить четко, что вот еще  жизнь есть, а  через мгновение ее уже нет.  Или, например, почему некоторые речки даже в самую лютую зиму вовсе не замерзают, будто вода, наполняющая их, живая. Может быть, как  любое живое существо, реки имеют свою собственную, теплотворную энергию.




Я стоял на берегу и внимательно вглядывался.
 Вот забереги. С ними все понятно. Просто вода у берегов была несколько медленнее. Берега "тормозили" ее, делали сонной. Этим пользовался мороз, сковывая речную струю. Чем дальше от берега, чем глубже, тем тяжелее становилось природному кузнецу.
 Река  стремительна. Её не так-то просто было одолеть. Иногда, если шел снег, появлялась шуга. Тогда поток напоминал мне дикого скакуна, на которого ловкий охотник набросил удавку-лассо. Он еще бился, сопротивлялся, но финал уже был предрешен. Мне казалось, что еще чуть-чуть и все... Но надвигались сумерки, становилось как-то особенно неуютно, приходилось идти домой.  А утром..., утром реки уже не было видно. Стянутая от берега до берега крепкой прозрачной коркой она журчала где-то внутри и, казалось, вовсе не была расстроена, как не бывает расстроена случившимся объезженная лошадь.  Лишь местами, как напоминание о непокорности и диком нраве, сквозили полыньи, кипевшие сулоем.

Это было давно. Так давно, что я уже почти и не вспоминаю. Но, как и раньше, люблю приходить на речной берег.

Говорят, что где-то в Тихом океане есть могучее теплое течение Эль-Ниньо, что по испански значит "мальчишка".  Перуанские и чилийские рыбаки его страшно не любят, поскольку в годы   активности течения  их уловы резко снижаются: планктон, видите ли, обожает  прохладу.

Это Эль-Ниньо насолило и нашим рыбакам, сделав русские зимы невыносимо слякотными и мягкими.
Вон что случилось на Протве, реке норовистой и неспокойной.



Лед вздыбило и разбросало по берегам.




Ощущение красоты и грусть одновременно ...



  Есть в этом что-то дикое и неподвластное.




Рыбаки, побросав свои хитроумные ящики, озадаченно чешут затылки.  Придется бродить вдоль берега и искать еще незатопленный припай. Может и повезет. Только какая на мелководье рыбалка?!

Пройдусь и я.



  На середине, там где река еще не вскрылась, лед приобрел удивительный цвет морской волны. Не всякий отважится на него ступить, однако свежепротоптанная дорожка следов, уводящая к противоположному берегу, заставляет восхититься чьим-то мужеством и безрассудством. Стоят ли две-три плотвички такого риска? Не знаю!



 Краски скромны и неброски, но до чего же хорошо!



  Февраль. Обманутый  проказником "мальчишкой", куст вербы выстрелил серебряными комочками.









  Ледяная мозаика с начинкой.



  Но не только из-за водяных метаморфоз я люблю приходить к реке.  Здесь всегда больше жизни чем где бы то ни было.
 На той же Протве поражают масштабами гигантские плантации бешеного огурца. Он здесь повсюду. Летом его присутствие придает речной долине вид непроходимых дебрей, а осенью и зимой дряблые опустошенные коробочки печально шелестят на ветру, внося свою ноту  в звонкую мелодию  журчания водяных струй.




В сугробе обнаружился зеленый пучок. Мох! Живой, едрёныть! Просто чемпион по выживаемости среди растений.  Если мы все-таки когда-нибудь полетим на Марс, надо будет взять с собой именно его. Все необходимое для нас на красной планете он сделает легко и скромно ляжет в сторонке.



  Задрав голову, изучаю загадочные пучки сухой травы, повисшие на ветвях прибрежных деревьев. Прихожу к выводу, что в половодье вода в Протве поднимается метра на три-четыре выше нынешнего уровня. Это впечатляет! Стихия!



 Протва, в отличие от Яхромы-реки, на которой я вырос, создала внушительные террасы. Забраться на них и окинуть взглядом окрестности - истинное удовольствие. Как там говорил классик? "Раскинуть бы руки и полететь как птица!" Да, есть такое, точно!



 Но до террас далеко. Надо пересечь поле, которое в своей простоте все-таки не выглядит убогим.



 Кто говорил: "Кукуруза -царица полей!"? Хрущев!? Он ошибался! Полынь - вот настоящая царица русского поля! Царица гордая и непобедимая.



  Банка. Просто банка. Из-под пива. Не ваша?
  Знаю точно - не моя!
  Зачем она здесь?! Кто мне ответит?

Под Калугой, Отдых, Мои фото

Previous post Next post
Up