Бедственное положение корабля "Ретвизан" на мели при входе в порт Гелдер, в августе 1799 года

Aug 04, 2013 22:05

фото http://cs5263.userapi.com/u956715/-14/x_3ddf90cb.jpg


Ушли в прошлое парусные морские баталии и времена бригов и каравелл.  Мужественные люди, пускавшиеся в далекие плавания на этих красивых, но, по сути своей, утлых судах достойны уважения и славы, учитывая, что почти все географические открытия совершены именно ими. Осталась романтика, воплощенная в произведениях писателей, картинах маринистов и во многих художественных фильмах.
Что знаем мы о тех походах, о страшных штормах и коварных мелях. На первый взгляд всё, ну  или почти все!
Перелистывая всевозможную литературу, раз за разом обращаю внимание на те приемы, которые использовали мореходы при попадании в различные "нештатные" ситуации. Началось это давно. Еще в те времена, когда увлекался Жуль Верном.
 Каждому известно, что в случае сильной бури, когда судну грозило опрокидывание или выбрасывание на берег, моряки всеми силами пытались уменьшить парусность. Как крайний случай рубили мачту. В результате удавалось спасти жизнь экипажу. Все бы  замечательно, но меня все время мучил вопрос:" А, как потом, без мачты?".  Правда, недавно вычитал, что подобное развитие событий предусматривалась еще при строительстве. Мачта крепилась специальным образом, так, чтобы в случае ее утери, замена происходила бы с минимальными усилиями.
 Ну, или Жуль Верн не раз писал о волшебных свойствах китового жира, которым удавалось на короткий срок усмирить морскую стихию. В самый опасный момент, когда судно должно было избегнуть крушения, из бочек лился в воду этот жир и как по волшебству волны стихали и моряки спасались. Действительно ли этот метод находил применение у китобоев или это фантазия автора - мне не известно. Скорее всего это все-таки миф.

Сегодня хочу привести отрывок из сочинения В.М. Головина вице-адмирала, мореплавателя, член-корреспондента Петербургской академии наук (1818 г.) "Описание примечательных кораблекрушений, претерпленных русскими мореплавателями".
 Этот тот самый Головин, который совершил в 1817-1819 годах кругосветное плавание на шлюпе "Камчатка". Одним из молодых офицеров при нем тогда состоял известный в будущем исследователь арктики Ф.П. Врангель.
 Головин, вероятно, пытался систематизировать и анализировать опыт, полученный русскими моряками при разного рода катастрофах. Вот какой необычный метод спасения судна "Ретвизан", севшего на мель, от опрокидывания во время отлива, описывается в его  труде:

"Предупреждая отлив моря и опасаясь, как выше сказано, чтоб при сбытии воды не повалило корабль на бок, принуждены они были с обеих сторон его спускать за борт запасные стеньги и реи, привязывая к нижним концам их по нескольку чугунных баластин, а верхние концы оных упирая в порты нижнего дека и снайтовливая оные между собою так, чтоб эти деревья могли служить подпорами кораблю, не допуская его при обмелении ложиться на бок. Многотрудная работа сия продолжалась до 2 часов после полудня."

Никогда ранее я не слышал о таком способе действий!

Далее:

"Наступила полночь и час пополуночи. Вода стала убывать. Тогда положение сделалось еще худшим. Валы, приподнимая корабль высоко и разверзаясь под ним, с такой силой опускали его вниз, что при жестоких о неровный грунт ударах не только все члены его расходились, но и палубы гнуло так, что ожидали ежечасного преломления корабля и что, может быть, корма его останется на мели, а нос, оторвав, унесет в море.

В 3 часа разрушение его, казалось, уже было неминуемо: палубы начали трещать, пол в констапельской каюте приподняло, румпель переломился, руль и тиллер транец повредило. ... Капитан, видя, что не остается уже никаких к спасению корабля и людей способов, посоветовавшись с офицерами, решился, если не к лучшему, то, по крайней мере, к скорейшему концу, переменить безнадежное положение свое и предать себя на произвол судьбе, для чего приказал отрубить канат и распустить стаксели.

Паруса наполнились, корабль двинулся и пошел, стуча о землю. Ужасна была его неподвижность, но движение его было еще ужаснее: громада эта, лишенная руля, став совершенным игралищем свирепого ветра и волнения, шествует, без всякого управления, по мелям, влача с собою подставы свои и раздирая килем своим дно моря; толстые обшивные доски отрываются от нее и позади ее всплывают вверх; казалось, что сильное трение и удары в скорости обнажат ее до самых ребер и наполнят водой, но кто вообразит себе радость их, когда они вдруг почувствовали, что корабль их сошел на глубину и имеет под собою 11 сажен воды!"

Еще несколько любопытных приемов, связанных с освоением водной стихии есть у меня на заметке. В следующих публикациях я расскажу и о них.

Немного истории, Ни фига себе

Previous post Next post
Up