Зеленые Лужки - деревня, которой нет. Часть 3

May 27, 2013 00:11



   Жизнь скоротечна. К сожалению,  по настоящему начинаешь понимать это только тогда, когда впереди остается меньшая ее часть. Боль утрат становится почти физически ощутимой. И ,если раньше, в детстве я частенько мечтал о машине времени, которая сулила мне богатство, приключения и власть, то теперь мне нестерпимо сильно хотелось бы иметь ее для одной только цели.  Надо вернуться в то время, когда все еще живы, надо, воспользовавшись преимуществом знания будущего, поговорить с теми, которых уже так скоро не станет, необходимо сделать что-нибудь для них особенное, чтобы продлить, изменить, предотвратить....
  Жаркий полдень. Ветерок гнет ветки берез. Передо мной колышется крапивное море с репейными рифами. Двухметровые зеленые волны разбиваются о деревянные стены домов, крыши которых как океанские лайнеры, уставшие от бурь и штормов, застыли на вечном приколе. Здесь, посреди небольшой деревеньки с нехитрым названием, мне опять пришли в голову странные мысли.



  Если бы дома умели говорить!
 Наши предки, верили,  что каждый предмет имеет свою особенную душу. Отсюда пошла эта вера в домовых, леших и всякую прочую нечисть. Кто-то скажет, что это отголоски язычества и мракобесие. Хорошо рассуждать, проведя всю жизнь в бетонной или кирпичной многоквартирной коробке, которую возвело некое СМУ. Все заботы и вся душа такого знатока  вкладывается только в оплату жировки или в лучшем случае в евроремонт. Ну, какая может быть душа у городской многоэтажки!?



Другое дело деревенский дом. Как и человек, он рождается, набирает силу, переживает зрелость, а потом, выполнив свою миссию, медленно угасает. Даже в облике дома много человеческого. Надо только присмотреться.
  Вот изба. По нашим, людским меркам, - старушка. В  глубоко рассохшихся трещинах читаются почти стариковские морщины. В осанке и то есть сходство.



Но, пока еще есть силы. Покинутая всеми, она еще надеется. Два огромных валуна в полисаднике окружили несдающиеся незабудки.



  Внутрь заглядывает молодая рябинка. Ее гложет любопытство. Куда делся мягкий желтый свет из окна?  Она хорошо его помнит, особенно в тот год, когда, она тонким прутиком только-только пробилась из-под земли. И еще она помнит медленные, шаркающие шаги, и тихое ворчание, когда старушечья рука, тянущая пучки травы у порушевшегося фундамента,  вдруг замерла на мгновение и подарила молодому деревцу жизнь.



Я обогнул дом. Войти в него не составило труда.



Сорванная с петель дверь,  которая вела во двор, мотки проволоки и пакли, днище старой бочки.  Несмотря на это, сруб еще бы мог послужить. Дом скорее старый чем ветхий. Если переводить на наше, человеческое счисление, то это скорее ранний пенсионный возраст.



  Лесенка, заботливо приставленная к стене. Может быть, раньше она вела на сеновал. Наверное, там было излюбленное место игр детворы, хранилище  детских секретов.



Внутри полумрак и запустение. Но меж бревен все еще плотно сидит пакля, дерево сухое и звонко отзывается на удар. Потолок снят. Видны стропила и обрешетка. Сегодня уже никто не кроет крышу дранкой, а здесь все можно рассмотреть в подробности.
 Если бы не деловитые жители соседнего села, которые растащили все то, что плохо прибито, то в этом доме можно было еще жить и жить.




А, я взял на память вот такой сувенир. Скорее всего это барабан от домашнего ткацкого станка, или деталь прялки. Ручная работа. ( Это сновальна, для намотки нитей на навой кустарного ткацкого станка.  Прим. 2020г.)



Вот к этому дому подойти не удалось. Во-первых непроходимая стена крапивы, а во-вторых уж больно жалкое у него состояние - без специальных мер соваться опасно. Пациент скорее мертв чем жив - вот мой вердикт. Идем дальше...




Вот эпицентр. Скорее всего эта изба опустела первой. Чуть поближе...



  Окно почти на уровне земли. Внутри же и того выше. Значит, обрушился потолок.



Действительно, солнечные пятна растеклись  по оштукатуренной  стене. На бывших перекрытиях - слой глины. Вероятно, она использовалась в качестве утеплителя. Колышется  ветром занавеска. Чья рука ее повесила? Чьей родине пришел такой печальный конец? Вдруг, есть на свете человек, который когда-то  шлепал босиком по этим половицам детскими ножками?
 Где-то сегодня построили дом, куда-то протянули нитку шоссе, шумит разноголосьем людской муравейник в городах. Здесь же покой и безмолвие.

Продолжение следует...

Под Тулой, Под Калугой, Артефакты, Мысли, Мои фото, Зелёные лужки

Previous post Next post
Up