На велосипедах в село Ильинское.

Oct 07, 2021 23:39



Два колеса, две педали, один руль - чем не машина времени. А и впрямь! Там где переднее колесо-будущее. Где заднее - прошлое. Сам велосипедист в настоящем. Так и живем!  Крутим педали в тщетной надежде заглянуть или убежать. Жаль только не весегда погода нам благоволит.  А еще маршруты бывают трудные. У нас,  в Яхроме, местность, прямо скажем, в плане рельефа не для новичков. Крутизны много. Спуски... Подъемы.... Клинско-Дмитровская гряда, одним словом. Хорошо тем кто по новой велотрассе едет, вдоль канала Москва-Волга. Писал я о ней недавно. Первую очередь ее, кстати,  уже открыли.  Как раз от нашего города.  Так вот, только на ней и ровненько. Гладко. А как иначе? Канал-то тоже ровный. Строго горизонтальный.  Как говориться, нет правила без исключения.



Фрагмент новой велотрассы. Стык асфальтового покрытия с гравийным. Уже и знаки поставили, и обочины привели в порядок.

Пару дней назад, проходя мимо, был приятно поражен тем, что на велодорожке достаточно много людей. Кто-то пешком, но больше на велосипедах. Значит, по душе пришелся горожанам и гостям города новый спортивный проект.  Впрочем, он не только спортивный, но и культурный. Потому как это еще и зона отдыха и коммуникация к другим, совсем не спортивным объектам.
   Если вдоль канала ехать не хочется, или в голове иные цели, кроме тех что поблизости расположены, то не избежать обильной  потогонки на подъемах.  И часто, очень часто, приходится ссаживаться, превращаясь в пешеходов. Некоторые велосипедисты, особо упрямые, излишне самоуверенные или недостаточно опытные, стесняются,  не решаются покинуть седло и пыхтят в натуге до самой вершины. Мол, и не в таких передрягах были. Кончается это, как правило, тем, что осилив подъем, они  выдыхаются, и вскоре легко настигаются теми что благоразумно спешились и сохранили силы.

В октябре прошлого года случилось несколько погожих деньков. Да таких ласковых, что не во всякое  лето бывают.  Осень к тому времени уже созрела  антоновским яблоком. Спелой желтизной окрасились клены. Бордовыми прожилками сочились рябины. По утрам падала роса и  до самого полудня наступала оглушительная тишина. Шаги тонули в намокшем ковре из опавших листьев совершенно беззвучно. И даже не случившиеся уже ночные заморозки, а именно эта неожиданная тишина была первым ощутимым признаком приближающейся зимы. Но днем с неба по прежнему лилась ярчайшая синева и солнце играло искрами в капельках, прыгая зайчиками и  согревая мир теплом.  Вот в один из таких дней мы и решили съездить на велосипедах в Ильинское. День, кажется, был выходной, поскольку машин на дорогах было довольно много. А может это рвались из столицы прочь те кто сумел перейти на удалёнку или сидел на самоизоляции.



Селу Ильинское лет пятьсот. Находится оно километрах в семи от Яхромы. Расстояние вроде бы и не очень большое. Однако  по прямой не проедешь и вся дистанция  составляет 10 км. в один конец. Опять-таки, на ней имеется очень приличный подъем. Именно из-за этого подъема я еще ни разу не пытался добраться до Ильинского именно на велосипеде.  На  автомобиле бывать несколько раз приходилось,  но это было довольно давно.  Я имел все основания предполагать что случившиеся изменения значительны. Это придавало путешествию определенную остроту. Интересно ведь, будучи относительно недалеко от дома, совершить некие открытия, дополнить картину мира.
  К мосту через канал Москва-Волга добрались без особых проблем. Хотя мелкие неудобства имели место быть. Так, на некоторых участках пути, который пролегал в черте города битком набитом машинами, полностью отсутствовал тротуар, а в одном месте пришлось  подниматься по крутой трехпролетной лестнице, таща велосипед на себе. Этот мост, единственный на округу вплоть до самого Дмитрова, был построен взамен старого,  существовавшего еще с довоенных времен,  в 2003-2004 году. Помню, на определенном этапе строительства, переправиться с западного берега на восточный было совершенно невозможно. Почти год город был разделен надвое. Жители центральной его части, чтобы уехать  на работу или по другим делам, вынуждены были добираться до соседней железнодорожной станции, поскольку наша осталась на другом берегу канала. После этих мытарств все жалобы обитателей многоквартирных домов на неисправный лифт кажутся яхромчанам просто  смешными.  Новый мост не имеет ажурных металлических конструкций. Зато он выше и у него более широкая проезжая часть. Пешеходы уже не прогибают ногами полусгнившие доски, а спокойненько идут по жесткой бетонной дорожке.  При этом они могут любоваться как и прежде отличным видом на шлюз № 3, украшенный  каравеллами Колумба, а высоко над ними, с Перемиловских высот все также в отчаянном порыве застыл 28-ми метровым памятником воин-защитник Москвы.

Но вот мост остался позади. Живой гусеницей к переезду через железную дорогу Москва-Савёлово поток автомобилей. На железке в то время шел ремонт и интервалы для свободного движения были совсем небольшие. Пристроились в общую очередь и в конце-концов выехали за шлагбаум. И тут какой-то гад на иномарке в жуткой толчее сознательно протаранил меня левым передним крылом. Хорошо еще что несильно. Тетка  с перекосившимся ртом с пассажирского  места что-то мне злобно проорала. Типа, раз я на велосипеде, то не имею права вообще существовать на переезде.  Понакупали прав!   Интересно видеокамерами переезд оборудован или нет? Таких надо наказывать!



За переездом  было немного свободнее. Вдоль дороги тянулся новенький тротуар. Ехать одно удовольствие.  Еще километр и дорога начала понемногу забирать вверх.  Промчались вдоль желтых кустов американского клена. Справа и чуть внизу,  за железнодорожным полотном,  снопами рыжих искр вспыхнула водная поверхность. По каналу, прямо  сквозь этот жар,  черным силуэтом скользил круизный теплоход.  Золотым яблоком в синеве осеннего неба  калилось солнце. С каким сожалением я провожал эти последние блаженные мгновения года.
  Тротуар вдруг кончился. Тягунок закруглился закрытым левым поворотом. И сразу пришлось спешиться. Крутизна запредельная. Под ногами пошел рыхлый песок,  а по асфальту, отчаянно скрипя тормозами или наоборот, натужно ревя, то и дело проносились машины.



Восхождение длилось  метров четыреста. Мы поднялись на холм и нам открылась перспектива.  Для меня так ошеломляющая. Настолько изменилось все вокруг.
   Мы опять крутили педали. Только тротуара теперь не было.  Поэтому приходилось скользить  по самой кромке узкого дорожного полотна. По свежему асфальту ехалось легко, но и автомобили нас обгонявшие неслись как сумасшедшие. Я  немного нервничал. То и дело оглядывался.  А ведь я знал эту дорогу как гравийную, окруженную, насколько хватало глаз, колхозными полями и далекими лесочками.  Теперь же вокруг какие-то поселки с трехэтажными коттеджами, почти городская среда.  Фонари, ажурные решетки, флаги,  кафешки, билборды. Они сообщали что где-то тут поля для гольфа и развлекательный комплекс с зоопарком и конным клубом. Если бы было можно и казино построили! Вот слева появилось огромное, покрытое бетоном пространство - автодром. Машины на нем яркими букашками. Крутят пируэты. Чудеса!  Справа другое чудо - "Сорочаны". Горнолыжный курорт.  Его я уже видел. Это было ранней весной много-много лет тому назад.  В архиве сохранилось несколько снежных фотографий.



Теперь же все выглядело иначе. Скучно. Не сезон. На склонах и подъемниках безлюдно. Поэтому мы проехали не останавливаясь.  Но и так было заметно что "Сорочаны" тоже изменились. Теперь вокруг настоящий населенный пункт, с улицами и административными зданиями, которого мне раньше  видеть не приходилось.



Ильинское. Милиционеров уж и нет давно, а пост остался.

И вот только после "Сорочан" оказалось небольшое естественное пространство заросшее бурьяном. Это как раз и есть бывшее колхозное поле.  Все что от него осталось. За ним в небольшой глубокой  долинке, поросшей ивняком, спряталась речка Яхрома. И уже совсем далеко, на холмах, рассыпались домики села Ильинское с пятиглавым  храмом и колокольней между ними.
   Через ложбинку поднялись на небольшую горку.  Главная дорога ушла куда-то вправо. К асфальту улицы совершенно вплотную прижались сады и заборы.  Впереди трое. Прямо на пути. Но ничего, вежливые. Слышу, двое посылают третьего в магазин за пивом. Кино, говорят, с пивом лучше смотреть . Чё, думаю, за кино такое? Время еще детское, чтобы здоровые лбы, поправившись лишь пивасиком кино смотрели. Часа три дня. Всего-то.
 А потом улица вильнула вправо и как-будто разлилась.  Дома слева исчезли и открылся потрясающий вид на  глубокую природную котловину, частично поросшую лесом очень похожим на тайгу. Прямо у ног. Хотя обрыва не было, а был крутой склон, доступный лишь для мотоциклов или квадроциклов.



Нет смысла врать,  именно за этим видом я сюда и ехал. Потому что бывал здесь ранее и был им очарован. К счастью он почти не изменился.  Удивительное дело, в Подмосковье, где яблоку негде упасть каким-то чудом сохранилось такое место.  Пейзаж почти не засорен домами,  вышками, башнями, коробками гаражей, заплатками крыш и прочим визуальным мусором.



Вот для сравнения вид на Яхрому.  Ландшафт схожий. И даже еще более масштабный. Но как же его испортил человек, вторгаясь бездумно и вероломно! Думаю, большинство яхромчан даже не понимает этого.



"Кинозал".

Тут как в амфитеатре и даже  лавочки есть. Целых две штуки. Трудно удержаться и не присесть чтобы полюбоваться видом.  Мы прислонили велики к одной лавочке, а сами сели  на другую. Под лучами еще теплого солнышка отдыхалось здорово. Шикарный вид ласкал взор. Я почти воспарил. И вдруг услышал: "Уважаемые, а вы не уберете отсюда велосипеды. Мы сюда специально пришли. Это наше место и наши лавочки". Оглянулся, смотрю, те самые ребята, что я обогнал. Уже с банками пива.  Так вот какое кино они смотрят! А вы говорите пейзажи сейчас никого не трогают.  Нет! Есть еще понимающие люди!
  Слово за слово, выяснилось что не все так безоблачно. И над картиной уже работают совсем другие художники. Где-то там, далеко, в чаще леса уже ведет работы по "преобразованию" и "благоустройству"  какая-то солидная организация. Роет, строит, развивается. Плюёт на всех.  А тут бы заповедник объявить! Потому что совершенно рядом, и почти там где копают, находится древнее городище. Вышгород-на-Яхроме. Город, о котором упоминалось уже в 14-м веке как о опорном центре княжеской власти. Точных сведений не так много, но несомненно, что город-крепость был. С посадами и монастырями. Археологи это подтверждают. И находился он на высоком холме у слиянии речки Комарихи с Яхромой. Холм тот Баран-гора называется. Всего-то отсюда километра два будет.  Частично сохранились городские оборонительные валы и рвы. В смутное время был Вышгород-на-Яхроме окружен иноземными войсками. Подступившие польско-литовские отряды  взяли посады. А после осады и город. Все сожгли, разрушили, разграбили. Многих жителей убили. Прошло время.  Восстановить Вышгород не  получилось. Поросли руины лесом. Остались лишь воспоминания да жалкие черепки. Есть легенда об ушедшем под землю православном храме, не пожелавшем оставаться врагу. Дескать, слышат иногда его звон местные жители.
  Вот такую историю мне ребята рассказали. И я проверял. Они не соврали. Дорога, ведущая к городищу как раз у наших скамеек начиналась. И шла она куда-то вниз через долину речки Яхрома. К Комарихе.
  Солнце валилось нам за спину, спеша на запад. Ранний октябрьский вечер напомнил о себе загадочной игрой теней.  На далеких опушках то тут, то там мерещилось какое-то движение.  Может быть там, вдоль кромки приземистого кустарника, крадётся польский дозор. Или тащит телегу  с нехитрым скрабом крестьянская лошадка.  Если очень захотеть и немного пофантазировать, то и в самом деле увидеть можно что-то совсем не отдаленно напоминающее кино или художественное повествование.



Немного погодя, мы спустились чуть вниз по той самой дороге чтобы заглянуть на святой источник, о существовании которого только что узнали от наших новых знакомых.   И очень скоро обнаружили деревянную надкладезьную часовенку Тихвинской иконы Божьей Матери, устроенную, по всей видимости, силами местных жителей и служителями Храма Рождества Христова в селе Ильинском.   Тихое и замечательное место.



Уютный маленький дворик, колодец, с  подвешенными на крючках металлическими кружками,  кряжистя  ива, лежащая на склоне холма, лавочка у рубленого крыльца и абсолютная тишина. Можно присесть отдохнуть и  утолить жажду холодной колодезьной водицей. Для того чтобы брызнула струйка, достаточно  нажать кнопку и запустить двигатель маленького насоса.



Умывшись и подержав  ноги под студеным напором, зашли внутрь часовни. Стены ее увешаны иконами с изображением святых мучеников и ликами Божьей матери. В центре небольшая купель,  в которую спускается  лестница с деревянными ступенями.  Если набраться храбрости, то  можно  и окунуться, но я не решился.



Источник в селе Ильинское побратим с источником Гремячий ключ в деревне Елизаветино, на котором я бывал не раз. Оба источника освящались в последние годы настоятелем Христорождественского храма села Ильинское священником Олегом Давидкевичем.

Обратно в гору поднимались с трудом. Велосипеды приходилось не вести за руль, а практически толкать, в иных местах едва не загружая  себе на загривок.



Миновав обзорную площадку сели в седла и проехали чуть дальше к центру села. Вскоре оказались на широком перекрестке улиц у пятиглавой церкви с колокольней. Это Храм Рождества Христова,  построенный 150 лет тому назад.  В его  архитектурных формах трудно выделить какое-то четкое направление. Он вобрал в себя черты нескольких.  Как и многие другие  с  1938 по 1996 храм был закрыт, но сохранился неплохо.



Мне приходилось его видеть и ранее. Когда-то мы частенько приезжали в Ильинское чтобы помыться в жаркой деревенской баньке, находившейся как раз неподалеку.  В 2008 году черные купола и барабаны выглядели мрачновато, но уже тогда многое было сделано и отремонтировано.  Теперь же не только восстановлена церковь, но и идут работы по строительству начальной школы при ней.



Очень правильно, что именно у стен церкви в 1966 году был сооружен памятник воинам из села Ильинское, не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной.



Время неуклонно двигалось к сумеркам. Может быть это был последний погожий и теплый вечер в году. Жаль было уезжать, но и задерживаться мы опасались. Движение на велосипеде по кромке узкой скоростной автодороги в темноте небезопасно.

Краевед, Храмы, Яхрома, Мои фото

Previous post Next post
Up