Кимры. Заречье. Улица Волжская 5А
Удивительное дело! Если ехать из Яхромы на электричке, то за час с четвертью можно доехать и до Москвы и до Кимр. Однако в столице я бывал сто тысяч мильёнов раз, а вот в городок на Волге приезжал лишь дважды. И уж совсем странно, что оба раза я добирался до него совсем не по железной дороге. Это я о том, что жизнь наша полна противоречий и мы не замечаем их лишь по какой-то поразительной случайности. Москву и Кимры в один ряд не поставишь. Это совершенно разные весовые категории. Но все же... Есть и в этом городе свое очарование.
Вознесенская церковь (1813), единственная в Кимрах, имеющая статус объекта культурного наследия федерального уровня.
Помню как колотил ливень по крыше автомобиля, как потоки воды неслись по свеженькому асфальту и в нем, как в зеркале, вставало тусклое отражение Вознесенской церкви. По небу волокло серость. Редкие просветы обещали скорое прояснение. В ожидании его я то погружался в размышления, то впадал в дрему. Отсюда, с этого места, начиналось мое знакомство с городом сапожников, оно же стало узловым для обеих поездок, хотя и случились они с разницей в два года.
Савеловский мост. Единственный в черте города мост через Волгу, которая здесь, будучи уже подпёртой Угличской плотиной, довольно широка. Кимры расположены по обе стороны реки. Правый берег, он там, вдали - это Савелово старое и новое. А левый, тот на котором я - это Заречье и Центр. Заречье и Центр отделяет друг от друга приток Волги - речка Кимрка. Такая вот география.
Название "Кимры" мне всегда казалось неблагозвучным и от того не притягательным. Трудно себе представить что кто-нибудь, услышав вдруг это ы-кающее и р-ыкающее имя, воспарит в мечтах. Скорее подумает что это так.. дыра дырой, глубинка с крынкой, о которой никто ничего и не знает. И в общем-то будет не далек от истины, но не совсем ... Крынка-то все же есть!
Необъяснимой и нелепой девиацией представлялся и тот факт, что самая дальняя станция на нашей железной дороге, куда ходили электрички, была "Савелово", а никакого такого отдельного Савелова и нет! Есть бывшая деревня, которая давно уже стала частью Кимр. И один из московских вокзалов должен бы был теперь называться Кимрский. Но так почему-то не случилось. Может быть ответ впереди? Где-то среди старых зареченских улочек, ведущих к реке? Так бывает, что чужой город кажется непонятным и непохожим на другие, но стоит только приглядеться или привыкнуть, стоит только что-то нарыть в интернете про его историю и он открывается совсем с другой стороны.
Проезд Каляева 4. Утонувший в зелени дом.
Последняя капля вонзилась в лужу. Дождь еще утюжил старое Савелово, но здесь, в Заречье уже все стихло.
Всеобщего потопа, к счастью, не случилось, если не считать потопом то море зелени, в котором затонул не один утлый домик. Правда, это море разлилось давненько, задолго до разбойника-дождя. Я вышел из своего укрытия чтобы поймать в легкие глоток-другой тяжелого от влаги воздуха. И сразу обнаружил торчащий из садовых глубин остов какой-то шаланды-избушки. Единственным окном она еще таращилась в небо, но крапивно-малиновый шторм, который случится непременно, как-нибудь проглотит и его. Или разобьет всю халупу о грушево-рябиновые утёсы.
Проезд Каляева 14
А через дорогу от нее кочует старый жилой галеон. Он все еще не сдается. Покосившийся балкон, точно боцманские усы, тяжело нависает над вишневыми волнами и гортензиевой пеной. Белой бескозыркой сияет металлическая крыша и пристально смотрят вдаль два зорких окна. Порт приписки Кимры. Курс на осень, которая не за горизонтом.
2018 год Волжский проезд дом 7.
Чем дальше от столицы, тем с большим трудолюбием и любовью украшают жители свои дома . И делают это они сами, никого не дожидаясь. Палисадники трещат от цветов и декоративных кустарников. Эту провинциальную черту я давно заметил и не перестаю ею восхищаться. Просто непостижимо, когда хозяин или хозяйка ветхой лачуги, которая вот-вот рухнет, тратит такие усилия и средства на казалось бы пустое дело. Тут, в Кимрах, на стыке двух областей, этот закон действует вовсю.
Вышел к Волге я по Волжскому проезду. И даже немного растерялся. Хотелось смотреть вперед, на великую русскую реку, но сзади такой великолепный поленовский вид! Вдали свечками купола и покосившиеся столбы, кривые заборы и грозовое небо! Ни дать ни взять "Кимрский дворик"! Дом-шкатулка №7, серый от непогоды, прикрыт занавеской из дикого винограда. Зеленые осьминожьи щупальца проникают в глазницы окон, цепляются за деревянную обшивку. Еще немного и весь фасад скроется в листве. А потом, ближе к холодам, преобразится до неузнаваемости, сделавшись бордово-красным.
2020 год. Волжский проезд дом 7
Как тут скучать обитателям? К осени яркая палитра живых цветов тоже сменит свою тональность, а туя перед Рождеством будет ничуть не хуже обычной елки. Вот радости детям будет! Тем более что по соседству, в таком же старом доме-пенале, находится Детский Морской Центр.
Буксир "Юнга". Тип "Ярославец" постройки 1970 года. МУ Детский Образовательный Центр Детский Морской.
И стоит у плавучих понтонов дедушка-буксир с именем "Юнга".
Здесь, в Заречье, всегда тихо. Если не считать, конечно, веселый детский смех, означающий конец занятий, и шума моторов изредка проплывающих теплоходов. Самое место для рождественских прогулок! Стрелка Кимрки и Волги, что в двух шагах, сейчас приведена в порядок. Проложили пешеходные дорожки, поставили лавочки и даже скульптуры. Появились детские площадки и высокие качели для взрослых. Эх! Надо бы в Заречье зимой! Да в солнечный денек, когда лёд и сугробы! Заодно бы и с рыбаками пообщался!
А вот если двинуть в обратную сторону, вверх по реке, то почти сразу попадаешь в прибрежные джунгли.
Речные трамвайчики.
А в джунглях, как известно, полно опасностей. Местные - завалены всяким хламом. Как и в старину, когда берега рек превращались и в склад и в свалку одновременно. Чего тут только нет! Ржавые худые понтоны, какие-то гнилые полуразобранные конструкции, спрятанные в высокой траве натянутые стальные канаты, швартовые тумбы , доски, бочки из-под топлива, всяческий мусор, хлам и просто бетонные глыбы. Тут же дожидаются своей очереди на разрезку старые речные трамвайчики, доверху набитые всяким утилем или временно ненужным оборудованием. Что лежит на дне реки - можно только догадываться! Для мальчишек из морского центра это место, наверное, настоящее поле чудес. А ведь они тут и купаются! Я видел!
Речные трамвайчики.
Я проходил мимо всего этого не случайно. Возвращаться хотел по другой улице. Она шла параллельно Волжскому проезду, только чуть дальше от стрелки. И дома на ней такие же старые. Но среди них очень трудно найти два одинаковых, хотя определенные архитектурные предпочтения жителей, конечно, налицо. Среди более или менее крепких домиков попадались и уже обрушившиеся. Их обилие в одном ряду с другими уже давно стало привычным в провинциальных городах. Проходя мимо, очень хочется хоть на минутку побывать в том времени, когда все эти постройки были свежими.
Ул Калинина 12/17 Магазин Смешанные товары. Склад.
Безликая личина сетевых магазинов появилась уже и в Кимрах. Но здесь все еще можно встретить порталы времени в виде подсобных и складских помещений обычных магазинов. "Обычных" - для 40-х-70х годов 20-го века. В моем городе я такие видел только в раннем детстве. Товарные бренды были другими, но суть и антураж те же.
Ул Калинина 12/17 Магазин Смешанные товары
Хорошо бы к этому антуражу и цены подогнать. Хотя эти, по сегодняшним меркам, тоже уже неплохи. Сфотографировал на память. Будет что вспомнить если придется.
Вознесенская церковь (1813)
Замыкая круг, я вышел к храму Вознесения через улицу Калинина. Как и многие другие, храм возводился на средства местных жителей и имел 10 колоколов. Львиную долю денег внесли купец Мошкин и купцы братья Башиловы. На сегодняшний день храм действующий. Рядом с ним, среди пышных клумб и кустов жасмина каким-то образом уживаются церковная школа и реабилитационный центр для наркозависимых. Я прошел мимо послушника с метлой и подумал не из реабилитационного ли центра он. Но вскоре забыл про него. Пора было выбираться в центр города. Там, наверняка, еще много чего интересного можно увидеть.