"Речь" №72 15(28) марта 1909 года. Лыжи и велоспорт.

Mar 17, 2020 02:00

  Они не знали ничего о короновирусе, а при слове "испанка" им грезился яркий образ страстной темноволосой девушки с кастаньетами в руках. Они поднимали в воздух самолеты, но никогда не пользовались электробритвой. Суперроскошные и суперскоростные трансантлантические лайнеры уже  строились на их верфях,  но ни с одним из них еще не случилась самая громкая за всю историю мореплавания трагедия. Им только предстояло пройти две величайшие мировые бойни и провести грандиозный социальный эксперимент длительностью в 75 лет, они....Они  жили 111 лет тому назад.
  На пожелтевшей газетной бумаге, в краткой спортивной заметке, передо мною вновь строчки из семьдесят второго номера кадетской газеты "Речь", вышедшей в свет 28 марта 1909 года. К слову сказать, до закладки киля вышеупомянутого "Титаника"  на верфи "Харленд энд Вулф" в Британии в этот момент  оставалось всего лишь три дня. Но сейчас не об этом. Потому что в мире спорта происходили события не менее грандиозные. Об силе энтузиазма тех лет можно судить хотя бы по свершениям уважаемого барона Пьера де Кубертена. Как киль для корабля является основой основ, так для международного спортивного движения необходимы прочные и авторитетные организации.  И такие организации в самых разных видах соревнований  к 1909 году были уже созданы. Но вместе с тем, многим из них еще только  предстояло появиться.



Кликабельно.

У лыжников дело шло к созданию Международной лыжной комиссии. Именно про это и говорится в заметке.  Через год в Христиании(Осло) состоялся конгресс, на который приехали представители спортивных кругов десяти государств. Конгресс учредил Международную комиссию, реорганизованную позже в Международную Федерацию лыжного спорта(1924г). Тогда, в 1910 году вновьсозданная структура  установила правила будущих соревнований, их статус и сроки. Итоги его работы  позволили и внутренние состязания привести в соответствие международным стандартам.  И в самом деле, в мире лыж хватало неразберихи. Даже на национальном уровне. В  той же России об единстве лыжного движения до этого момента можно было говорить лишь с оговоркой.Петербург сильно конкурировал с Москвой. Даже внутри этих городов лыжебежные клубы были  довольно самостоятельны. И административно, и во взглядах на способы проведения соревнований.  Любопытно, что следующий зимний сезон (1909-1910 года) считается временем проведения первого российского  чемпионата по лыжным гонкам. Конгресс в Христиании, по всей видимости, имел в том свою заслугу.



Двдцатый век начинается. Великий спортсмен Николай Сергей Уточкин на велотреке, во время спринтерских состязаний. Его заслуги  признаны на российском и международном уровне. (Фото из   Викимедии:https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%A3%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8%D0%BD2.jpg)

Как это ни странно, но велосипедисты значительно опередили лыжников. Их Международный союз был основан еще в 1900 году. И поныне в швейцарском городе Эгль находится его штаб-квартира. Из газетной статьи видим, что к 1909 году существовало  несколько разновидностей велосоревнований. Может сложиться впечатление, что все они проводились исключительно на треке, но это не так. Шоссейные велогонки, например, вошли в программу еще Первых Олимпийских игр, но с точки зрения зрелищности они в те годы  сильно проигрывали трековым.
   Временной площадкой для циклодрома мог стать любой луг, пустырь, ипподром, манеж.  Наклон от внешних краев полотна к середине делался не всегда. Но со временем такая конструкция стала применяться все чаще. Появились  в стране и стационарные треки с бетонной дорожкой. В Туле такой был сооружен  в1896 году.  Михайловский манеж в Санкт-Петербурге имел внушительные размеры (150Х30метров) и его часто использовали и используют для проведения различных выставок, собраний, мероприятий. Гонки происходили при огромном стечении народа.  Публика встречала своих любимцев криками и бурными аплодисментами. Делались ставки, заключали пари. Шум стихал лишь перед стартом, но с каждым метром дистанции рев нарастал, доходя до немыслимого.
 Полверсты (533м). Гатцук -22,4сек! Недсля-18,8! Уточкин-18,6!  На велосипеде?! Не знаю верить ли?! Мировой рекорд в гите на 500м на сегодняшний день - 24,758 секунды! И это с ходу! Явно газетчики что-то напутали. Ну ладно! Они и слово "разыгрывать" пишут как "розыгрывать"! Что с них взять! Может быть они имели в виду результаты мотоциклетных заездов? Но Уточкин.... О! Да это же тот самый! Удивительный человек! Появление таких на сцене истории всегда предвещает что-то великое.



Сергей Уточкин родился в 1876 году в Одессе.  Забросив учебу в коммерческом училище, уже в 15 лет он увлекся спортом. Точнее СПОРТОМ. Потому что в списке его пристрастий были фехтование, футбол, гребля, бокс, борьба, плавание, бег на коньках, парусный и велосипедный спорт. Всего 15 дисциплин! При этом он не только добивался в каждом существенных успехов, но и сам изготавливал спортивные снаряды. Даже яхту! Его отличало упорство, трудолюбие и постоянное новаторство. Сергей Исаевич - если не первый, то по праву второй русский пилот- авиатор. В 1890 году(14 лет!) Сергей становится членом Одесского общества велосипедистов-любителей. Непревзойденный мастер тактической борьбы, он в течении двадцати  лет неоднократно побеждает на Российских и международных состязаниях в спринте, ставит рекорды, популяризирует спорт. Его азарт удивителен. Рассказывают, что он устраивал забеги наперегонки с паровым трамваем, пытался опередить скачущую лошадь, крутя педали  велосипеда, на роликах тягался в скорости с соперником-велосипедистом, исполнял велотрюки и акробатические номера на Потемкинской лестнице. Он не успокаивался пока не побеждал. Пришло время - он освоил мотоцикл, автомобиль и аэроплан. Утверждают, что это был авиатор-самоучка, что совершенно для тех лет уникально. Открытый и целеустремленный, он видел в спорте только спорт.
  Еще до полетов на аэроплане Сергей поднимался в воздух на воздушном шаре. С 1910 года все больше времени и средств уходит на участие в авиавоздушных перелетах. 150 полетов за два года! Конечно,  такая бурная жизнь не могла не отразиться на здоровье. Он перенес множество травм, но никогда не отступал.  В 1911 году, участвуя в перелете Москва-Санкт-Петербург, его планер конструкции Блерио потерпел катастрофу, Уточкин сильно разбился, но уже через несколько месяцев снова поднялся в небо. Его знала и любила вся страна. О нем писали в газетах и книгах. Гиляровский и Катаев оставили о его "подвигах" свои письменные свидетельства. И если мы не так часто вспоминаем о нем сегодня, то только потому что в советские годы его достижения не слишком-то афишировались, ведь в царской России просто не могло быть таких людей. Возможно прошло уже время снять о нем фильм? А!? Сценаристы, где вы?!

Был гит, и был гандикап. Были заезды на короткие дистанции, но были и на длинные.  Шестидневная гонка - удивительный веломарафон. В заметке предвещают такую в Париже. Родился этот вид соревнований из простого пари. Английский велогонщик Дэвид Стэнтон бился об заклад что преодолеет 1000 километров за шесть последовательных дней. И он выдержал испытание, получив в награду 100 фунтов от некого спортивного издания. На "пауке"(велосипеде с огромным ведущим колесом) эту дистанцию на треке в Лондоне он проехал  за 73 часа. Событие привлекло так много внимания, что гонка вошла в традицию. Правда,  несколько видоизмененная. Состязание якобы существует и по сей день. Участвуют в нем несколько команд, побеждает та что намотает за шестидневку наибольшее количество кругов. Поскольку нет возможности держать все время максимальную скорость, решающее значение имеет тактика. Команды хитрят, то снижая скорость до минимума, то взрываются и мчатся по треку безудержно. В составе каждой  по два спортсмена, которые едут попеременно передавая друг другу эстафету.  Шесть дней нужно разложить так чтобы осталось время и на сон, и на питание, и на необходимые нужды. Правила с годами  видоизменялись, в основном  в той части, что защищала здоровье спортсменов, так что ныне они могут несколько отличаться от сути представленной мной. Но нет сомнений, каждая такая гонка - событие большого спортивного масштаба. Вокруг нее раскручивается информационная и рекламная шумиха, разыгрывается внушительный призовой фонд, бурлят деловые интересы.

В заключение поговорим о технике, на которой соревновались спортсмены. Допотопные "пауки" к началу 20 века канули в прошлое, оставшись только в цирковых представлениях. С 90-х годов 19 века велосипед приобрел внешнюю схожесть с современным аппаратом. Правда,  своего производства в России долго не было. Известен, например, завод "Дукс" Ю.А. Меллера. Машины везли из-за границы, но чаще просто собирали их из зарубежных комплектующих.  Поэтому стоимость двухколесной машины была достаточно высока(сотни рублей) и не каждый мог ее себе позволить. Кроме того выезд на городские улицы  велосипедистам был долгое время (до 1896 года) запрещен. Любители вынуждены были искать закрытые площадки: манежи, ипподромы, велодромы или ездить по двору. Лишь в последние годы 19 века запрет сняли, но обязали владельцев ежегодно проходить регистрацию, на которой каждой машине присваивался номер. Получается, каждый год велосипед менял свой номерной знак. Чтобы порядок не нарушался и упрощался контроль, было принято правило изменять ежегодно цвет номера.



В том же номере "Речи" нашлась реклама фирмы, собирающей  велосипеды из комплектующих деталей британской фирмы B.S.A.  Эта компания значительную часть своей продукции поставляла в вооруженные силы королевства. В.S.A. выпускала не только велосипеды, но и мотоциклы.  В 70-х годах завод прекратил свое существование. Однако, до сих пор существуют коллекционные образцы его изделий.
 Рекламка, кстати, вполне себе кадетская. Дама на велосипеде в те годы - вызов консервативному обществу, символ обновления и знак эмансипации.  Беликов, главный герой рассказа Чехова "Человек в футляре", увидев невесту на велосипеде, просто передумал жениться. Вот нравы-то были! Ну, да ладно!

На  сайте Государственной Публичной Исторической Библиотеки России обнаружил залежи электронных копий различных документов. В том числе отдельные номера периодических изданий.  Газеты, журналы, статьи... Есть на что посмотреть! Было бы кому. А то, мне тут заявило  намедни одно весьма юное создание: "История для личности - суть бесполезная".   Дескать было дело, да прошло - чего вспоминать.  "Речь", кстати, на библиотечном портале тоже имеется. Архив 1906-07 и 17-го года. У меня же 1909-й! Эксклюзив! И качество лучше. Так что читаем, не отвлекаемся!

Немного истории, Спорт, Старые газеты

Previous post Next post
Up