"Речь" №72 15(28) марта 1909 года. О цирке и французской борьбе.

Sep 20, 2019 00:50

    Время газет уходит..... Нет!... Не так!... Время бумажных газет уходит в прошлое. И наши внуки, заглянув в музей, с одинаковым интересом будут взирать на папирус, бересту и такую привычную, пока для нас, газетную бумагу. Возможно к тому моменту страстные коллекционеры старых газет и собиратели журналов перестанут выглядеть жалкими агентами по сбору макулатуры, а станут вполне уважаемыми людьми с историческим образоваеием и дипломами. Пожелтевшие издания обретут новую, немыслимую для наших дней, цену и статус заслуженной древности. Наверное, так будет...
 А пока я из последних сил веду неравную боьбу с домочадцами, которые устали терпеть пыльный газетный хлам на полках, шкафах и антресолях. Для них нет никакой разницы между вчерашним номером "Вечёрки" и выпуском кокой-нибудь "Речи", увидевшей свет 110 лет тому назад. Кстати, про "Речь"...



Забавно...Что тут такое?! Так-с! ...Среди других рекламных объявлений на первой странице №72 за 1909 год крупно вижу слова: "Цирк"..."Дуров"...."Свиньи". Чуть ниже, на рисунке, застыли в клинче два борца на свиней совсем не похожие.  Надо разобраться! Непременно! Интересно все-таки о чем речь в "Речи"!
С фамилией Дуров знакомы многие. Даже сегодня. Анатолий Дуров выступал в цирке с начала 80-х годов 19-го века.  Анатолий был клоуном, акробатом, работал на трапеции.  В своих клоунадах он почти всегда использовал животных. Но более выдающихся результатов в дрессуре достиг его старший брат Владимир, который был в большей степени дрессировщиком и, если хотите,  ученым, использующим  научные методы в своей цирковой работе. Братья - основатели знаменитой династии. Об Анатолии сохранилось множество воспоминаний и баек. Это был яркий, необычный и очень остроумный человек. Рассказывают, например, такой случай. Цирк был на гастролях в Одессе.  В один из дней в цирковом буфете появился городской голова - адмирал по фамилии Зеленый. Все встали... кроме Дурова. "Скажите этому олуху, что я Зеленый",- обратился генерал к адьютанту-"Пусть встанет!". Услышав это,   Анатолий парировал: "Вот когда Вы созреете, тогда мы и будем разговаривать".  После этого он поднялся и вышел. Вслед ему неслись возмущенные крики адмирала.  Через пару дней клоун вывел на манеж борова, выкрашеннго в зеленый  цвет, и заставил других зверей кланяться ему. Одесский градоначальник при этом сидел в зале и был в бешенстве. Дуров же не ограничился  этим. На следующий день он запряг зеленого борова в тележку и проехал на ней по городу. Скандал был страшный. Артиста выслали из города.
  Но вернемся к объявлению. "М-mе Елена", которая отгадывает задуманные мысли - это, вероятно, жена Анатолия Леонидовича Дурова - Елена Дурова-Фаччиоли, а Мария Анатольевна с "феноменальной памятью" - дочь артиста, о которой известно не много.  Трудно сказать точно даже сколько ей было в 1909 году лет. Вероятно, она была весьма молодой особой.
  Цирк Чинизелли, ныне Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк  или цирк на Фонтанке, в начале 20  века  был  популярен едва ли не больше чем Мариинка. Директором цирка в те дни был Сципионе Чинизелли - сын знаменитого Гаэтано Чинезелли, который, собственно, и построил то самое "каменное здание".
  Но самое интересное в объявлении - анонс предстоящих атлетических поединков. Силачи и акробаты выступали в цирках и балаганах издавна, но здесь мы видим не просто демонстрацию неслыханных возможностей человека, а настоящий борцовский турнир, спортивное мероприятие. Такого рода турниры стали очень популярны в Европе со второй половины 19-го века. Они могли проходить где угодно. В парках, цирках, манежах. Чисто борцовских арен до поры до времени не было. Цирки были предпочтительнее других мест потому что здесь была возможность использовать "административный ресурс"  для получения наибольшей выручки. Кроме стационарных цирков по стране колесило изрядное число передвижных шапито, каждый со совими "звездами". Как правило,  первые два цирковых отделения отводили для традиционных номеров. В третьем шла борьба. Понятно, что в цирковых труппах, которые были очень непостоянными, всегда было несколько борцов и атлетов по поднятию тяжестей. Это были профессионалы, задача которых заработать деньги. Методы при этом зачастую были далеко не спортивные. Применялись всяческие сценические и жанровые хитрости. Например, вызов желающих из зала для схватки с чемпионом. Или неожиданный визит маски. По типу "Мистера Икс". Маска укладывала всех фаворитов на лопатки и исчезала, оставив всех в интригующей неизвестности. Действовал тотализатор. Букмекерами зачастую бывали директор цирка или другое пристрастное лицо. Что говорить, даже участники единоборств могли ставить на свое собственное поражение или победу.
 Статус "Международного чемпионата французской борьбы на первенство мира 1909 года", как написано в газете, мне не вполне понятен. Потому что справочники указывают на то, что такой Чемпионат  в 1909 году проходил не в Санкт-Петербурге, а в Вене. И не в марте, а в октябре.
  Могло быть так, что этот богатырский турнир в цирке Чинзенелли представлял из себя отборочную стадию того, венского, который был намечен на октябрь. Но есть и другое предположение.
  Дело в том, что чемпионаты на заре спортивной борьбы проводились во множестве и при этом самые разнообразные.  Любое лицо, имеющее достаточный вес в атлетическом обществе и обладающее необходимыми ресурсами, могло объявить собственный чемпионат и пригласить на него любых участников, объявив призовой фонд. Тут мы видим фамилию барона М.О.Кистера, о котором известно что он не только увлекался борьбой, но и создал первую в Москве борцовскую и боксерскую арену, которая по сути была спортивным залом, приспособленным для поединков. Не Кистер ли устроитель мероприятия? Не ясно...  Среди  участников представленного состязания вижу немало известных имен. Славу непобедимых богатырей имели и Кох, и Станислав Збышко, и бывший булочник Матушенко, и Ян Спуль. Забавно, что многие из  спортсменов, несомненно обладая фантастической силой, имели совсем не впечатляющие по нынешним временам фигуры. Некоторые так просто усатые пивные бочонки.



Чемпионат,  выясняется из спортивной рубрики на предпоследней странице газеты, организовал И. В. Лебедев или как его чаще называли дядя Ваня.  Дядя Ваня - легендарная личность. Он превратил борцовские турниры в увлекательное представление, совмещая в себе и организатора, и арбитра, и конферансье одновременно. Открывающий состязания парад силачей под его управлением, выглядел  настоящим шоу.   Лебедев  обладал добродушным характером, развитым чувством юмора, железной волей, с детства увлекался гиревым спортом и борьбой. Силы дядя Ваня был уникальной. В студенческие годы он на спор в одиночку занес концертный рояль на второй этаж университетского здания.  Показателен такой факт: будучи студентом - первокурсником юридического факультета Петербургского университета он обратился к ректору с проектом организации в высших учебных заведениях классов для занятий спортом. Проект дошел до Министерства народного просвещения  и был одобрен, а сам Лебедев назначен заведующим университетских курсов по физическому развитию.
  Производной высокого интереса к силовым видам спорта, подогреваемого цирковыми представлениями и известиями о европейских чемпионатах, стали появившиеся в России любительские спортивные кружки. Первый из них-кружок любителей атлетики организовал в 1885 году профессор В.Ф. Краевский. Много славных борцов и атлетов воспитал он. Некоторые впоследствии организовали уже свои собственные кружки и спортивные школы. Среди них тот же Лебедев. В 1897-98гг Краевский организует первые чемпионаты России по тяжелой атлетике и французской борьбе. Работает с сильнейшими спортсменами, такими как Георг Гаккеншмидт, который стал, как известно, первым российским чемпионом мира по вольной  борьбе и выдающимся штангистом. Таким образом, справедливо считать доктора Краевского отцом русской атлетики.



Традиционной борцовской ареной в Санкт-Петербурге был Михайловский манеж. Борьба постепенно выходила из циркового формата и становилась чисто спортивной дисциплиной. Однако, в 1909 году некое событие, спровоцированное знаменитым Иваном Заикиным, вынудило организаторов вновь перенести финальную часть соревнований в цирк Чинезелли и Новый цирк. Тут пишут, что  инцидент потребовал даже вмешательства полиции.  Интересно бы узнать что именно выкинул наш Заикин, о котором я никогда не слышал ничего дурного.
 "Новый цирк"- это несуществующий ныне цирк "Модерн", что находился на углу Кронверкского проспекта и Дункинонго переулка. "Новым" его называли потому что он только--только был построен по проекту инженера Романченко и его манеж принимал первых своих посетителей. Встреча Поддубный - Заикин была несомненно украшением турнира. Чего только стоит ее продолжительность!   Вообще же эти два супербойца встречались в поединках 15 раз. Значительный перевес был на стороне Поддубного, который, несомненно, был лучшим из российских борцов. Интересно, что Поддубный был когда-то портовым грузчиком, а Заикин речным бурлаком и крючником (разновидность портового рабочего).  Получалась такая схватка с подтекстом.  Знавшие Поддубного, утверждали, что он был человеком решительным и прямолинейным  и от того не всегда "деликатным".
 Завершая сегодняшний рассказ, вспомню удивительное совпадение случившееся в моей жизни. Дело в том, что однажды мне пришлось видеть Заикина... Правда не того легендарного, а другого, на первый взгляд совсем обычного. Тем не менее и этот оказался персоной из ряда вон. Подобно своему однофамильцу, этот коренастый крепыш, в 165см ростом, легко игрался с полуторапудовыми гирями. Я впервые видел как обычный парень с широким рязанским лицом свободно жонглирует сразу двумя такими игрушками, поднимая, подкидывая и опуская их одновременно десятки раз. Заикин!... Видимо в фамилии есть что-то....

Про велосипедистов расскажу как-нибудь потом. У них своя не менее интересная история.

П.С. Если кому-то понравилась эта тема, то можно почитать людей более талантливых в изложении и, несомненно, более осведомленных:
Катаев о француской борьбе  https://biography.wikireading.ru/78333
Алекс Вальтер о французской борьбе https://www.proza.ru/2016/01/24/563
Журнал "Геркулес" 1913 и 1914 год:
"Геркулес"

Немного истории, Спорт, Старые газеты, Речь

Previous post Next post
Up