Капитан Слокам.

Aug 25, 2019 20:50



Шлюп "Spray"      отсюда:  https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1012454

-Послушай, - говорили ему сначала,- этот торгаш Филлмор пустил с молотка свою малютку "Мэри" и купил на вырученные деньги  обшитое железом корыто с ржавой трубой. Малютка была чудо как хороша! Ты помнишь ее?!  Это был лучший клипер в наших краях. Только в Балтиморе можно увидеть нечто похожее. Она летала как птица. Филлмор решил что  уголь надёжнее ветра, а паровая машина сильнее паруса. Он забыл что Атлантика не Миссисипи! Смешно смотреть на него теперь. Он даже чихает сажей!
 Что мог сказать  Джошуа Слокам на это? Он всего лишь начинающий кок на рыболовной шхуне, не рискующей выходить даже из залива Святой Марии. А Филлмор делец. Он  всегда выдавал что-нибудь эдакое. Но никто еще не знал случая чтобы он прогадал.
  Затем, уже вторым помощником капитана, он слышал:
-Дружище,  сегодня в нашей гавани не видно чистой воды.  Каждый четвертый капитан спит на угольном тюке. Рыба и та почернела. Матрос стал ремесленником, ничем не лучше! Разве он может уважать море, понимать его? Кинул  в топку побольше угля и мчись куда угодно! Куда податься порядочному моряку?!
  Джошуа лишь досадливо пожимал плечами.  Он-то уж точно останется верен своей мечте и призванию.  Еще сотня-другая долларов и он станет владельцем парусного барка. Не золото  делает людей счастливыми!  На его век хватит музыки буруна у форштевня и "выстрелов" парусов при смене галса.
-Что будешь делать, капитан?- Спрашивали его много позже, - Твой "Аквиднек" разбит в щепки, другие парусники превращены в угольные баржи,  ты не молод и переучиваться поздно. Эти пароходы отняли у тебя не только кусок хлеба, но и  сам смысл жизни. Успокойся, построй себе хижину, пусть веселая толстушка жарит тебе по вечерам бифштекс и наливает виски.
 Под широкими полями шляпы Слокама оставалось совсем мало волос, но внутри его головы хранился бесценный запас знаний и опыт бывалого моряка. На сушу? Покой?! Не-е-е-т! Пусть нет возможности продолжать большое  дело! Можно уйти в море для себя самого, реализовать мечту, никого ни о чем не просить, никому не быть должным. На бирже мечты у каждого свой интерес. Один ставит на максимальный доход в золоте или долларах, другой - на свист соленого ветра в снасти и обжигающий холод    стремительных брызг на лице. Ему было ближе второе.



Фото отсюда: https://history.wikireading.ru/292214

Так технический прогресс отбросил пятидесятилетнего         Слокама на самую обочину жизни. Труд всей жизни пошел   прахом, а любимое дело перекочевало в разряд   рудиментарных. Но он не отчаялся. К счастью у него были   друзья. Они помогли ему приобрести такой же потрепанный   временем как и он сам одномачтовый шлюп под названием   "Spray".  Семь лет шлюп не выходил в море, гнил на кильблоках вдали от водной глади.  Одним словом -   развалина. Но то была развалина благородных кровей. С великолепной формы обводами и идеальными пропорциями.
   553 доллара 62 цента - во столько обошелся ремонт. Могло   бы выйти и больше, но все работы Джошуа выполнил сам,   поскольку искренне считал себя лучшим мастером в округе по   этой части. Через тринадцать месяцев на "Спрее" не осталось   детали,  которая не подверглась бы замене или усилению.
   Конструкция 11-ти метрового судна оказалась действительно великолепной,   в  чем Слокам убедился, проведя рыболовный сезон между   Бостоном и Нью-Йорком. Но не рыбалкой грезил старый   капитан, его планы по тем временам носили сумасшедший   характер. Поэтому он не особенно-то об них распространялся.
  Старина Слокам вошел в историю как первый человек в   одиночку обогнувший земной шар.
   24 апреля 1895 года его провожали в путь лишь полдневные   фабричные гудки и жидкая толпа зевак, пришедшая посмотреть, как им полагалось в последний раз, на свихнувшегося чудака. Среди них, на всякий случай, затесался один фотограф.
 Надо сказать, что Слокам и сам ни в чем не был уверен.  Он решил плыть. Пусть будет что будет. В конце концов, рыба должна умирать  в воде, а птица в полете - значит все идет правильно.
  Управлять парусником в шторм у мыса Горн, снимать его с мели, тонуть, рыбачить в море и отбиваться от бандитов лучше всего в союзе  с дюжиной крепких молодцов, но все это пришлось делать  ему одному. При всем при этом Слокам не умел даже плавать!  Каковы бы ни были опыт и отвага и им нужен перекур. Не счесть морских миль, пройденных "Спреем" в режиме автопилота: Джошуа просто притягивал штурвал фалом к фальшбортам и крепил паруса если нужно было прерваться на сон или поправить здоровье.  Кстати, та оригинальная соломенная шляпа, которую можно видеть на голове Слокама, ну  или ее сестрица, была съедена своенравным козлом, подаренным ему на острове Св. Елены. Кроме шляпы козел поел и некоторую часть морских карт, чем сильно рассердил мореплавателя.
  27 июня 1898 года  Джошуа Слокам успешно закончил свое предприятие, которое прошло не совсем так как намечалось изначально. Например, намереваясь двигаться с запада на восток, он в итоге совершил кругосветное путешествие с востока на запад.  Через два года увидела свет его книга "Один под парусом вокруг света". Она вызвала взрыв энтузиазма в среде разного рода искателей приключений. К их числу можно отнести даже ставшего всемирно известным Тура Хейердала, хотя его путешествие на "Кон-Тики" состоялось полвека позднее.

С тех пор как 14 ноября 1909 года Слокам на "Спрее" отправился в очередное плавание, никто и никогда больше не видел ни отчаянного капитана, ни его замечательного шлюпа. Как и положено птице, как предназначено рыбе он ушел в свою стихию, растворился в океане романтики, исчез в тумане грез. Отдавая дань уважения отважному моряку, давайте не будем преувеличивать заслуг технического прогресса в его свершениях. Их нет вовсе. Есть только отважный характер, верность мечте и великий труд увлеченного человека.
.

Люди, Зацепило

Previous post Next post
Up