КБЖД. Из жизни паровозных бригад.

Oct 27, 2018 01:57



Ретро поезд на КБЖД - это сцепка из двух  паровозов серии Л "Победа" с вагонами. Оба локомотива построены в 1954 году на Ворошиловградском(Луганском) заводе им. Октябрьской революции. Эти машины железнодорожники называли ласково: "Лебедь" в  честь  конструктора, его разработавшего, Лебедянского Л.С.

Бегают по северо-западному плечу Кругобайкальской железной дороги два паровозика, сцепленные попа-к-попе. Впрочем, "бегают"- сильно сказано. Допустимая скорость здесь - километров тридцать в час. На стальной нитке, словно камушки на ожерелье, нанизаны разъезды, станции и остановочные пункты. Жителей - где десяток, а где и меньше. Посему интенсивность движения минимальная. За восемь часов  нам не встретился ни один встречный.  Пусты были и запасные пути станций. Ни вагонов, ни локомотивов. Если зазевавшийся пассажир отстанет от поезда - шансов выбраться быстро у него нулевые. Вся надежда будет на обратный рейс паровозов или на "Мотаню" - пассажирский состав несколько раз в неделю курсирующий от Слюдянки до Порта Байкал и обратно.



Схема КругоБайкальской Железной Дороги. (найдена здесь: http://irk-turist.ru)

Ангелами-спасителями выглядят в таких  обстоятельствах железнодорожники, все еще не разучившиеся управлять раритетной техникой.



Две локомотивных бригады в полном составе, плюс  путеец.  На лицах - предвкушение приятного дня.


  - Паровозная  локомотивная бригада - явление на сегодняшний день редкое. Кроме  машиниста и его помощника в ее составе есть кочегар. Отношения внутри этого маленького коллектива теплые, но строго регламентированые. Машинисты имеют полномочия капитанов. Их слушаются безоговорочно. Ведь любая ошибка в его действиях или нерасторопность может привести к большой беде. Шутка ли, прямо перед кабиной паровой котёл, а там 14 атмосфер! Плюс паро- и водопроводы, механические тяги, пневмосистемы, электрические провода. Чтобы стать машинистом не достаточно просто отучится в учебном заведении. Нужно несколько лет проработать помощником машиниста, быть хорошим слесарем, понимать механику и физику, уметь шуровать кочегарным инструментом.  Многое из  сказанного касается и их помощников , которые по сути являются правой рукой  машиниста.
К кочегарам требования ниже, но и им нужно многое уметь, быть расторопными, готовыми к разного рода неожиданностям.



Рабочее место машиниста паровоза функционально схоже с таким же тепловозным или электровозным.


Видите в верхнем краю кадра по центру сильно потёртую красную горизонтальную рукоять? Это рычаг регулятора пара. Отжимая его от себя машинист увеличивает поступление пара в паровые цилиндры, тем самым увеличивая скорость. Рукоять заслонила собою главный котловой манометр, который показывает давление в котле. Если давление превысит допустимое значение - паровоз станет бомбой! Квадратный прибор с полукруглой шкалой и стрелкой - это скоростомер, обладающий способностью записывать показания. Кроме того на снимке видны рычаг ручного тормоза, реверс, рукоять управления песочницей.... Да, да песочницей. Для того чтобы исключать пробуксовку колесных пар при трогании.  Ну и, естественно, рычаги управления воздушными тормозами.  В общем конструкция сложная и я мог что-нибудь  напутать, но это не важно - вы же не собираетесь угонять паровоз!



Манометры тормозной системы.


На этом снимке пара манометров, показывающая давление воздуха в тормозной магистрали. Их показания весьма важны, поэтому они должны контролироваться одновременно и машинистом и его помощником.  Что ещё? На снимке ниже виден прибор, показывающий уровень воды в котле. Ни в коем случае нельзя допускать выход его показаний за пределы рабочей зоны. Обзор из паровозной кабины  ограничен, поэтому  в обязанности помощника  машиниста, место которого у другого борта, громко проговаривать все наблюдаемые им сигналы семафоров, особенности пути и пр. Кочегар кидает в топку уголь. Норма расхда топлива в движениии для поржнего состава, такого как наш, - 10-20 кг/км, но эта цифра сильно зависит от качества угля и мастерства машиниста....



Усердно позирующий кочегар. Ему бы в модели...

- Довольно, мы не на лекции! Да и люди в паровозной будке - не профессора. Лучше пойти самому посмотреть.
  При моем появлении  прикорнувший было кочегар резво вскочил и,  яростно схватившись за рычаги, стал изображать помощника машиниста. Не кочегар - актер! Даже не стал спрашивать - нужно ли мне это.



Нет-нет, топка сзади, а это - тендер!

Обидевшись что его порыв не был оценен по заслугам, кочегар забился в угол у тендера. Там, вблизи шанцевого инструмента, ему, видимо, было привычнее.



Привал машинистов. Старая Ангасолка.

В это время машинист, его помощник и кочегар другого паровоза, очень похожие на "Охотников на привале" Василия Перова, что-то с жаром обсуждали у подножки паровоза. Глядя на них, я даже не знаю кто получал большее удовольствие от поездки по КБЖД - мы или железнодорожники. Кстати, спуститься вниз не так просто. Трап крут и скользок. Поручни и ступени вымазаны сажей и машинным маслом.



Машинист у черемухи.

Дело происходило в Старой Ангасолке. Наболтавшись вдоволь, вся троица в полном составе подмяла огромный черемуховый куст. Жаль, но мне было недосуг снять всю картину целиком - вышла бы хорошая иллюстрация с названием "Как прекрасен этот мир!" Смотри-ка! В наших краях черемухи уж и нет в помине, а тут еще есть чем полакомиться! Надеюсь, это не крушина! Парни уж больно свойские.



Наш "Лебедь"

Трудно отделаться от ощущения, что паровоз - живое существо. Он пышет жаром, шипит и вздыхает. Его крик иногда жалобен и тосклив, иногда - весел и жизнерадостен. Пробегая мимо,  я  не удержался и погладил его по потному боку.  Старичку уже 64 года, но он еще о-го-го!



Паровоз серии Е. Получен из США в годы войны по Ленд-Лизу. Конструктивно такие машины лет на тридцать старше наших "Лебедей".

У бухты Половинная есть одноименный поселок и остановочный пункт. Там на приколе стоит собрат наших локомотивов. Но родственником его не назовешь -  у нас родственников за границей нет!  Это американский паровоз серии Е, бегавший по Транссибу в военные и послевоенные годы. Наши извозчики, презрев красоты Половинной бухты и речки Большой Половинной, галопом помчались  к исполину. Цели их были самые что ни на есть благородные - свинтить какую-нибудь подходящую для наших "Лебедей" штуковину. Из чего я сделал вывод, что бригада здесь бывает не часто. Иначе они бы уже  давно разнесли всего  американца по винтику.



Озадаченный поляк снимает нашего "Лебедя". Ему невдомек: как это чтобы заправить паровоз нужно 28 тонн воды и всего лишь 18 тонн угля!

Продолжение следует.....

38-й регион, КБЖД, Мои фото

Previous post Next post
Up