Вперед! К Антарктиде!

Jan 22, 2018 00:03




Альбатрос-птица "стратегического назначения". Ученые утверждают, что он способен развивать скорость до
80км/ч и преодолевать за сутки до 1000 километров. Это настоящий небесный скиталец. Трехметровый размах крыльев позволяет ему часами скользить над волнами в поисках пищи. Альбатрос -огромная птица, весом более четырех килограмм. Он настолько тяжел, что испытывает трудности при взлете. Необходим аэродром разбег, возвышенность либо крутая волна и... хороший встречный ветер. Антарктические птицы, на взгляд непосвященного человека, довольно сильно походят одна на другую. По фотоснимку непросто определить кто перед вами: буревестник, альбатрос или чайка. Бело-коричневый окрас, мощные перепончатые лапы и здоровенный клюв присутствуют у многих.  В реальности проще. Буревестники значительно меньше альбатросов. Весят  они 500-700 грамм и имеют метровый размах крыльев. Еще меньше капский голубок. Но эти двое значительно уступают альбатросам по дальности перелетов.  Опытные моряки всегда знали какие птицы, встреченные в открытом океане, указывают на близость земли. Вот почему в записях Беллинсгаузена особое внимание уделялось всем встреченным в пути пернатым.

Убедившись в невозможности пробиться далее к югу от Южных Сандвичевых островов, Беллинсгаузен принял решение отступить и, вернувшись к архипелагу с юго-западной его стороны, пройдя проливом между островами Бристоль и Монтегю двинулся  восточнее, постепенно склоняясь к югу. Погода несколько улучшилась, позволяя совершать плавание в приемлимых условиях. Отдельные льдины и айсберги, даже сейчас, при хорошей видимости представлялись опасными. Было удивительно то, что неделю назад в пургу и туман удалось пройти здесь, избежав катастрофы.
 К 7 января,  оторвавшись от "Мирного" на более ходком "Востоке", решили сделать небольшую остановку у льдины с большой группой пингвинов. Двое участников экспедиции, прихватив мешки, спустились на лед и одну за другой начали усаживать в них доверчивых птиц. Набрали три десятка и доставили на борт.  Большую часть пингвинов хотели "поставить на довольствие" чтобы впоследствии доставить на родину в качестве живого трофея. Меньшую-использовать в кулинарных опытах. И то и другое удалось не очень. Пингвины оказались привередливы к пище, вскоре отощали и начали гибнуть. Да и жаркое из них заметно уступало по вкусу и нежности свинине или дичи. Хотя, на фоне солонины и пингвины были аппетитны. Лучше всего из них получались чучела и ...фуражки. Хорош был и пингвиний жир. Им смазывали обувь и швы штормовок.  В дальнейшем  решили не отказываться все же от такой охоты и периодически ею заниматься.
 Уже на следующий день на одной из льдин был застрелен зверь, названия которого в речевом арсенале моряков не было. Не то нерпа, не то тюлень, не то утлюга.  Художник Михайлов сделал рисунок и мы можем видеть сегодня на нем морского леопарда с широко раскрытой зубастой пастью.  .




После изучения Южных Сандвичевых островов, согласно инструкциям, экспедиция предпринимала  методичные попытки пробиться на юг вдоль меридианых направлений. Капризный ветер и ледовая обстановка превратили эту линейную словесную конструкцию в маршрутную кривую невероятной сложности.  И вот 16 января (28 по новому стилю) сквозь мощный снегопад моряки увидели..... смутные очертания бугров неясного происхождения и странные льды в виде белых облаков. Ситуация была  неочевидной. Еще дважды в эти дни экспедиция была у порога открытия, видели отрубистые матерые льды  и все же путешественники не позволили себе принять судьбоносное решение. Нужны были неопровержимые доказательства в виде отчетливо различимой именно земной тверди. 16 января (28 по новому стилю) 1820 года  и  считается днем открытия Антарктиды. Шлюпы в тот момент находились в 20 милях от берега, носящим теперь имя Земли принцессы Марты.

К 9-му января шлюпы находились в 300 милях восточнее Южных Сандвичевых островов. Как и там, 60-тая широта встретила плотными ледовыми полями с вмерзшими громадами  айсбергов. Протискиваясь между ними упорно двигались дальше, надеясь на то, что вскоре откроется возможность повернуть на юг. Утром огромная льдина ударила под самый форштевень и выломала  полутораметровый кусок грена (продолжение киля в носовой части судна) на  "Мирном". Толчок был такой силы, что свободных от вахты служителей сорвало с коек. Все выбежали наверх, готовые к самому страшному. Выходит не зря Лазарев еще перед отплытием из Кронштадта так серьезно отнесся к упрочнению корпуса своего корабля.  Лишь в ночь на 12-е обстановка позволила взять курс юго-юго-восток. Погода стояла неустойчивая при температуре, близкой к нулю. Ясности почти не было. Зато иногда крепчал ветер или начинал валить густой снег. Потом его сменял дождь. Горизонт был мрачен и угрюм. В правый борт ломилась встречная зыбь. Приближались к южному полярному кругу.  15-го января он остался за кормой.





  Настоящими ледяными горами казались айсберги с борта шлюпов. Если они такие огромные, то каким должен быть ледник породивший их! Из всех глетчеров самый поразительный - шельфовый ледник Росса. Его протяженность вдоль кромки моря Росса  800 километров, площадь вдвое больше территории Великобритании, родины его первооткрывателя. Но самое главное - высота. Ледник оканчивается протяженной вертикальной стеной высотой от 40 до 70 метров! Это  значит что даже матрос, забравшийся на клотик самой высокой мачты любого из кораблей самого Росса не смог бы окинуть взглядом его поверхность!   Фантастика!

Вплоть до полудня 16 января шли все круче на юг, склоняясь иногда даже на юго-запад. Пасмурность усиливалась. Снежные заряды налетали неожиданно. Ветер с кормы крепчал. На 69 градусах 21 минуте и 28 секундах южной широты  сквозь снежную пелену увидели льды на горизонте столь высокие, что трудно было понять облака это или все-таки льды. Нет, это были именно льды с высокой отрубистой стенкой, края которого невозможно было увидеть ни справа ни слева. Гигантский айсберг?! Вздыбленное ледовое поле?! Материк?! Прошли еще две мили, но снег усилился и определенности не было. Идти же вперед далее было нельзя. Широкое бугристое ледяное поле с юга на запад. Если прибьёт к нему кормовым ветром - плохи дела. А барометр падал, предвещая еще более сильное волнение. Взяли курс на северо-запад. А там, теперь уже за спиной, всего лишь в 20 милях осталась неведомая земля. Антарктида!


Беллинсгаузен пишет, что во время плавания моряки не упускали возможности поохотиться. Это было необходимо для научных целей и для пополнения запасов свежего мяса. Однако бывали и иные случаи. Так 26 января 1820 года стреляли из пушки по "спермацету".  Из записи следует, что спермацет - это кит. Возможно кашалот. Или один из полосатиковых. Трудно сказать зачем понадобился кит - не для чучела же. И разделать его для употребления в пищу - непростая задача.   Так или иначе кита добыть не удалось. Но почему животное имело такое странное название?  Дело в том, что в голове некоторых видов китов имеется "спермацетовый мешок", внутри которого находится вещество способное менять свое состояние с желеобразного на  твердое в зависимости от температуры. Как воск. Китобои в старину по ошибке принимали это вещество за сперму. Отсюда и название. На самом же деле, никакого отношения к семени спермацет не имеет. Его задача обеспечить плавучесть кита при его погружении на большие глубины. Обычное состояние спермацета в теле животного  - жидкое. Стоит ему уйти на глубину, туда где присутствует высокое давление и задача вернутся на поверхность значительно усложняется ведь запас воздуха в легких уменьшается в объеме и увеличивается в плотности. Воздух не может уже нести функцию "поддержания плавучести" в должной мере. Тут-то и помогает спермацет.  Он охлаждается и переходит в твердое состояние.  При этом он значительно увеличивается в объеме. Твердый спермацет практически не сжимаем. Поэтому внешнее давление ему не помеха. Он легче воды, а значит с любой глубины он будет стремиться вверх.
 Спермацет, благодаря своим свойствам, долгое время служил основой для производства смазок и кремов. Женщины это хорошо знают. Только  заблуждения многих из них относительно природы крема были близки к тем что имели место у древних китобоев.





Королевские пингвины в отличие от своих родственников императорских предпочитают селиться в более "теплых", северных районах антарктики. Они имеют меньшие размеры. Их родина - острова приантарктической зоны. Птицы очень общительны и  демонстрируют зачатки социального поведения. Они  объединяются в огромные колонии, внутри которых живут семьями. Подросшие малыши, покрытые  коричневым пухом выглядят очень комично. Здесь, на островах, с середины 18 века начал возникать китобойный промысел, носивший варварский характер.  Соседство с предприимчивыми, далекими от сантиментов людьми,  оказалось для пингвинов чуть ли не роковым. Птицу били для  пропитания, для добычи жира. Разоряли кладки. Говорят, что даже использовали их вместо дров. Вот так вот брали тушку и в бросали ее в топку под жироплавильным котлом.  Международное право по защите животных на многосторонней основе активно развивается с конца 19 века. С начала 20-го многими странами были подписан ряд конвенций ограничивающих или запрещающих бесконтрольное истребление представителей флоры и фауны в разных районах планеты. С 1918 года под действие этих законов попали и пингвины. На сегодняшний день  численность колоний вернулась в нормальные рамки.

Южные ветра приносят ясность, северные-мглу и пасмурность. Такой вывод следовал из опыта, полученного в плавании.  Материк сопротивлялся, выставляя попутным ветрам заслон из туч и туманов. Вода невероятно красивого цвета, указывала на большие глубины и удаление берега. 18 января, в редкий штиль, Лазарев и свободные от вахты офицеры "Мирного" прибыли на "Восток". Дружеская беседа в кают-кампании, здесь посреди ледяной пустыни была особенно приятна. Члены команды делились пережитым и своими надеждами на дальнейшее плавание. Лазарев был уверен, что 16-го января они видели кромку ледяного матерого льда. Но, до сей поры никому еще не удавалось увидеть сушу всю состоящую изо льда, а потому есть материк или нет вопрос оставался открытым.
 Отступив к северу на несколько десятков миль, опять повернули на восток. Но в этих широтах еще Куком было замечено преобладание ветров из восточного сектора. Двигаться на восток навстречу ветру, лавируя во льдах было невероятно сложно. Поэтому Беллинсгаузен уже вскоре решил повторить попытку движения на юг, несмотря на то что широтное удаление от предидущей было невелико. И так делать до тех пор пока это будет возможно.  Если же ситуация станет неблагоприятной - уйти в средние широты, следовать на восток достаточно долго, чтобы покушаться на открытие уже в других меридианах.
 На этот раз при тихом юго-восточном ветре шли медленно, но с лучшей видимостью. В ночь с 20-го на 21 января опять увидели странное высокое "ледовое поле", конца которому не было видно ни на западе ни на востоке. В воздухе то и дело появлялись альбатросы и буревестники. Киты пускали фонтаны.  Но подступиться к полю было совершенно невозможно. Значит следовало снова отступить.



  Руал Амундсен, как нам уже известно, отправился покорять Южный полюс в атмосфере несколько таинственной, почти детективной. Но я бы не рискнул назвать его авантюристом. Наоборот, листая его записки, поражаешься его практичности и осведомленности о всем, что хоть в малой степени имеет отношение к суровой полярной действительности. Снаряжение его экспедиции было продумано до мельчайших деталей. Начиная от конструкции деревянного домика, которому предстояло стать жилищем для норвежцев, заканчивая особенностями  пряжек и пуговиц  на обуви и одежде. И тем не менее уже в Антарктиде выяснилось: взяли не все! Забыли самое нужное-лопаты для уборки снега. Это все равно что пойти в баню без мыла и мочала!  Да, как мы теперь знаем шестой континент на осадки скуп. За год снега выпадает в среднем лишь 2 см. Но он никогда не тает!  И там его накопилось достаточно. А ветра такие, что у любой преграды быстро образуется сугроб. Вот и домик  экспедиции на Ледяном барьере быстренько занесло до самой крыши. Что делать?   Норвежцы - не американцы, народ северный, смекалистый. Из большого листа железа была выкроена дюжина заготовок. Затем их обработали как полагается, соорудили ручки и вот, прекрасные лопаты  готовы.  Успех так воодушевил команду, что уже через несколько недель база превратилась в настоящий подснежный город, состоящий из тоннелей и комнат.



На густо населенных островах идет непрерывная борьба за каждый свободный квадратный метр. Посягательства на чужую территорию встречают деятельный протест.  Шумно, холодно,  канализации нет, пресная вода не всегда под боком : ).  Для выведения из организма соли, полученной во время питья из  морской воды, у королевских пингвинов есть специальные железы. Они находятся выше основания клюва. Концентрированный солевой раствор время от времени выделяется через клюв наружу.

22 января пересекли нулевой меридиан. Вступили в восточное полушарие. Белые буревестники и один альбатрос кружили в поисках добычи. Нескольких удалось подстрелить. А вот присутствия рыб уже долгое время  было совершенно незаметно.
  26 января решили пополнить запасы льда для камбуза и прочих нужд. Обнаружив очередной айсберг подходящих размеров, спустили ялик.  Выстрелом из пушки в край ледяной горы оторвали внушительный кусок, который с грандиозным всплеском обрушился в воду. Айсберг при этом заметно накренился. При неблагоприятном стечении он мог и перевернуться. Однако, моряки не были еще достаточно опытны в таких вопросах, поэтому рискнули и решились набрать битого льда. Лед привозили на шлюпы, измельчали в специальных корытах и через горловины запихивали в бочки. Конечно, можно было и не стрелять по айсбергу, но лед, который плавал в виде небольших глыб был сильно пропитан морской водой и использовать его было затруднительно.
В итоге набрали 49 бочек. Всех работников переодели в сухое и выдали по стакану горячего пунша.


Мыс Адели, что ограничивает море Росса с запада-самое ветреное место на земле. Потоки воздуха здесь на удивление постоянны и обладают невероятной мощью.  Минуты затишья здесь редкость, достойная упоминания в местных новостях. Французы с антарктической станции Дюмон-деЮрвиль, находящейся поблизости,  ценят их как никто другой. Ведь зимой (май-сентябрь) один ураган сменяет другой с поразительной настойчивостью. Скорость ветра от 150 до 310(!) км/ч. Это при том, что самый сильный суперураган по 12-бальной шкале Бофорта - это 120км/ч! Воздушные потоки, несущиеся с такой скоростью способны не только разрушать и переносить на большие расстояния крупные объекты, но и действовать в стиле пескоструйки, обдирая и отшлифовывая все то что невозможно утащить. Вам нужно отчистить от грязи и ржавчины старую сковороду!? Не проблема! Просто выставьте ее на улицу и хорошенько закрепите! Да, в других местах на Земном шаре были ветры и покруче, но... лишь иногда. А все из-за особенностей рельефа Антарктиды, разницы температур и давлений. Охлаждаясь над вечными ледниками, воздушные массы стремительно стекают  с купола континента к берегу.  Над океаном струи закручиваются в воздушные вихри, образуя жестокие циклоны.  Что если бы человечеству удалось в полной мере использовать  энергию этой стихии!

2 февраля Беллинсгаузен, оказавшись в долготе восточной 17 градусов, решил еще раз попытать счастья.  К 5-му числу при бурном море вошли в зону айсбергов. Чем больше их становилось, тем спокойнее было море. Множество птиц носилось над волнами. К альбатросам и буревестникам присоединились глупыши. В конце концов шлюпы оказались в лабиринте из айсбергов. Многие из них твердо стояли. Южные края этих громад заметно доминировали над северными. На юго-западе все эти льды примыкали к одному громадному и неподвижному. Он имел гористую форму. Он тоже повышался к югу и имел внутри себя заливы. Имелись все признаки материка, кроме почвы или каменистых пород. Да, это было очень похоже на берег. Слово "берег" в описании этого дня звучало в отчетах Беллинсгаузена уже в его донесении из Порт-Жаксона.
 6 февраля вошли в такую близость со льдами, что форштевни раздвигали сплошное ледяное "сало". Ночной мороз угрожал сомкнуть эту шугу в единое поле. Тогда шлюпы станут добычей "неведомой страны". Допустить это - значит обречь себя на гибель. Надо в третий раз отступить.    Для истории останется отметка: 6 февраля 1820 года  69 градусов 6 минута  24 секунды южной широты  и 15 градусов 51 минута 45 секунд восточной долготы!  Медленно, ощущая удары льдин в тонкие медные борта, шлюпы пробивались к чистой воде.

Антарктида

Previous post Next post
Up