Ну вот техническая пауза закончилась.
Начну с внезапного:
Сбежал не доверчивый слюнтяй Эдмон Дантес, сбежал аббат Фариа. Причина, по которой у Дюма сбежал все-таки Дантес, вероятнее всего сугубо прозаическая... Возможно потому, что лицо духовное не должно было творить все те гадости, которые творил беглец. Неполиткорректный персонаж получился бы... В общем - побоялся Дюма «худсовета», только и всего.
При этом именно аббату, как лицу в прошлом духовному, вполне логично было бы вообразить себя орудием Провидения. Ну и - полное отсутствие хоть какого-то намека на сексуальную жизнь графа Монте-Кристо более соответствует возрасту аббата (вымученный эпизод с Гайде в финале - незачет).
Посмотрим критически на первое «благое» дело графа - а именно спасение от банкротства и суицида г-на Морреля, бывшего работодателя Эдмона. Я даже с некоторым удивлением обнаружил, что оно не только первое, но и вообще единственное из «благих» дел графа. Но вот «благим» без кавычек это дело назвать совершенно невозможно: отсрочить на три месяца неизбежный финал в виде банкротства и самоубийства, причем не только для старика, но и его молодого сына, разыграть шоу с несовершеннолетней дочерью - не имея никаких гарантий того, что оба Морреля не успеют прикончить себя до «счастливого» финала с погашенным векселем в кошельке в последний миг... Это же болезненный садизм, который бы органично подошел именно к слегка поехавшему и при этом крайне высокообразованному аббату.
Но на этом граф не остановился. Именно младшего Морреля - Максимилиана - он подвергает в финале просто изуверским душевным пыткам: сначала обещает спасти его возлюбленную Валентину от отравления, потом организует ее мнимую смерть - которая для пытаемого выглядела самой настоящей, включая похороны, отсрочка самоубийства Максимилиана, и наконец - одурманивание его гашишем и возвращение живой Валентины... Такой граф просто омерзителен.
Также наблюдаем еще около десятка случайных персонажей, умерщвленных в результате появления графа на их жизненном пути.
Ну и вишенка - к такой философской позиции мог прийти только аббат Фариа:
Если я отказываю и обществу и ближнему в уважении и только сохраняю нейтралитет, они все-таки еще остаются у меня в неоплатном долгу.