Оригинал взят у
13vainamoinen в
Старцы.Много слышал о таком явлении православия, как Старцы и старчество, но что это такое на практике понять было очень сложно. В разных книгах лишь краткие намеки, или рассказ уже о плодах старчества. Например, в книге «Старец иеромонах Серафим Вырицкий» подробно рассказывается о последних годах Старца Серафима, когда он уже был прикован тяжелой болезнью к постели. Плоды его старчества описаны очень подробно: неустанная молитва, прозорливость, пророчество, исцеление по его молитвам страшных, неизлечимых болезней. Но остается за рамками книги то, как успешный бизнесмен, миллионщик, торговец пушниной стал Старцем.
Старец иеромонах Серафим Вырицкий.
И вот недавно получил ответ на свой вопрос, как становятся Старцами?
Книга Старца Ефрема Филофеского «Моя жизнь со Старцем Иосифом», выражаясь современным языком, раскрывает технологию старчества. Первая часть книги написана от лица девятнадцатилетнего юноши Иоанниса Мораитиса, который пришел на Святую Гору Афон, чтобы стать послушником Старца Иосифа Исихаста. В этой части книги подробно раскрываются все этапы научения послушника: послушание, трапеза, пост, бдения, борьба со сном, молчание, Иисусова молитва, борьба с помыслами и другие. Во второй части «Жизнеописание Старца Иосифа Исихаста» не менее подробно раскрывается, почему успешный греческий предприниматель, вдруг оставил мир и как именно он стал Старцем.
Старец Иосиф Исихаст.
Больше всего меня поражает в жизнеописании известных православных Старцев, это их огромное влияние на мир и мирскую жизнь.
Все Старцы - это люди, ушедшие из мира, затворники, аскеты, отшельники. Старец Серафим Вырицкий был настолько болен, что даже сотрудники органов, пришедшие его арестовывать, отказались от своего намерения. Не было никаких шансов довести арестовано до тюрьмы. Приведенный ими врач констатировал, что больной умрет по дороге. Оставленный умирать, Старец продолжал жить и спас, привел к вере сотни и тысячи людей. И продолжает это делать даже сейчас, после своей смерти.
Тоже самое можно сказать про Старца Иосифа Исихаста, который всю жизнь прожил вдали от мира на Афоне. Мало того, он бежал мира и там. Со своими учениками ушел в самые труднодоступные места Святой Горы и всячески ограничивал общение даже с афонскими монахами. После его смерти 7 послушников Старца сами стали старцами и возродили монашескую жизнь в обезлюдевших монастырях Афона. Мало того, Старец Ефрем Филофеский пересек океан и основал в Америки около 20 монастырей, которые существуют и активно развиваются до сих пор.
«Сегодня тысячи людей по воскресным и праздничным дням со всех уголков США и Канады приезжают в основанные старцем монастыри. Они охотно и с радостью выстаивают многочасовые монастырские службы и меняют свое отношение к вере под влиянием увиденного.
Старец Ефрем Филофейский.
Огромное влияние монастыри Ефрема Филофейского оказали на православных иереев, которые служат в США и Канаде. Изменение взглядов священнослужителей способствовало постепенному возврату к забытому Православному преданию на многих американских приходах. Сегодня множество православных священников в поисках духовной поддержки посещают отца Ефрема и основанные им обители. Под влиянием наставлений и призывов Ефрема Филофейского многие американские православные священники стали противниками религиозного синкретизма и экуменизма, начали носить рясу не только во время богослужения, но и в повседневной жизни»
Источник.
Сейчас нередко можно слышать призывы некоторых православных, в том числе и священников о том, что православие слишком тяжело для исполнения, что нужно отказаться от исповеди перед причастием, изменить язык богослужения и так далее. Создать, некое лайт-православие, необременительный суррогат, который будет устраивать всех.
Великие Старцы XX века показали всем нам, что православие должно оставаться таким же, как и сотни лет назад. Вот свидетельство об этом отца Антония (Мосхонаса) настоятеля православного храма в городке Тусан:
«Мы, американские архиереи и иереи, в течение семидесяти лет хотели привлечь народ в Церковь проведением фестивалей. То есть мы устраивали праздники и гуляния, угощали людей напитками, едой и развлечениями. Мы забыли о молитве, исповеди, постах, четках - обо всем том, что составляет Предание нашей Церкви. Мы даже препятствовали созданию монастырей, так как полагали, что в них нет необходимости, и они не могут ничего дать нашей Церкви. И вот пришел малюсенький человек (Старец Ефрем Филофейский), без мирского образования и богословских дипломов, без новаторских и смелых идей (которые в изобилии были у нас) и напомнил нам о самом главном - нашем Православном Предании.
Он не звал на танцы и развлечения, а призывал к посту и участию в многочасовых бдениях. И люди откликнулись на его призыв, пришли к старцу и поддержали его. Число приходящих к отцу Ефрему не поддается описанию. Америка, стремившаяся к выходу из тупика культуры потребления и рабства материальным ценностям через различные общественные течения (например, хиппи) и восточные религии, открыла для себя подлинное неискаженное христианство - Православие»
Источник.