Интересные мысли о церковной десятине высказывает в своём дневнике священник
о. Виктор (пос. Нелькан, Хабаровский край):
«Получил сегодня первую зарплату! В качестве кого? В качестве человека, обслуживающего систему отопления. Как наши бабушки решили изначально нанять человека, который бы постоянно следил за нашими котлами, так они оказались верны своему решению и после того, как ничего не вышло с нанятым В.И. Отдали эти деньги мне: "Это деньги отдельные, через храм они не проходят". Т.е. собрали сами. Порадовался за них. И вот, на руках пять тысяч честно заработанных. Как настоятель я ещё на зарплату не заработал, а как наёмник уже состоялся. Как раз сегодня думал, что мне не с чего Господу десятину дать. Живу на чужие, а за чужой счёт добро не делается. А вот теперь есть свои. И это несомненно радует.
Вообще же, интересен вопросы десятины.
В традиции РПЦ нет такого обязательства. Это, конечно, хорошо. Ибо всякое доброе дело можно испортить, стоит его возвести в ранг принудиловки. Но всё же есть слова Иисуса: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и обошли более важное в Законе: правосудие и милосердие и верность; это надлежало исполнить и того не опустить" (Мф 23:23). "И того не опустить"! До определённого времени я не видел этих строк и читал так, что то важно, а то не важно. Но нет, и то важно, и то важно. Просто одно более важно, другое менее, но тоже важно. Завет с Богом построен на принципе жертвы. Без жертвы нет ни Ветхого, ни Нового Заветов. И прежде, чем перейти к бескровной жертве Нового Завета, т.е. к жертве самого себя без остатка Богу в подражание Христу, надо научиться жертвовать тем, что тебя окружает, тем, что принадлежит тебе. Ведь как отдать всего себя без остатка, если ты не научился отдавать десятую часть от своего материального достатка и седьмую часть от своего времени?
Но слово "жертва" в мире сем искажено до неузнаваемости. Так, что жертва, десятина ассоциируются в большинстве с побором, с налогом. На оглашении всегда спрашиваю, что они понимают под этим словом. (Как раз с одной из групп подошли к этой теме.) Всегда негатив! Разве что разный. От крайнего искажения этого слова: жертвы ДТП, жертвы войны, репрессий и т.п., до более тонкого: что-то отдать, от себя оторвать, поделиться. В этом последнем случае вроде и слова правильные, но всегда присутствует отрицательный момент, или, если перевести те же слова на внутренний язык человека: жалко, забирают, надо поделиться. Но прямое значение слова жертва - Дар! Пишу именно с большой буквы, чтобы отличить от подарка, и, тем более, от подарочка. "Вы купили новый утюг. Старый ещё вполне пригоден. Вы дарите его своему другу. Но как бы он не был нужен другу, как бы он не был рад ему, это подарок, хороший ценный подарок, но не Дар! Дар - это когда вы новый утюг подарите, а старый оставите себе". Такие примеры оглашаемые обычно хорошо понимают. Видимо, где-то в нас заложено это различение, и внутри что-то говорит: "Аминь! Да, именно так!" И вдруг у человека просыпается внутри такая благодарность, что он хочет принести Дар, т.е. жертву Богу! Но что он может Ему принести? Творцу всей вселенной, Создателю неба и земли, и моря, и всего, что в них? Как хорошо здесь говорит книга Левит в синодальном переводе (перевод РБО скрадывает эту мысль; может он и более верный, но уж очень синодальный здесь красив!): "Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то..." (Лев 1:2). "Когда хочет"! Какая красота! И уже дальше следует целая книга о том, что Господь хочет принять от человека! "Представьте, что ребёнок хочет порадовать маму от всего сердца. Но что он может дать маме, когда сам полностью зависит от мамы? А мама подсказывает: нарисуй мне рисунок. И ребёнок приносит маме свои смешные ляпы. Не Рембрант, не Шишкин, однако для мамы это дороже всего на свете". Поэтому, если ты хочешь Мне что-то подарить, то сделай то, то или то. И вот эта десятина это те самые детские смешные ляпы, которые почему-то радуют Господа! "Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф" (Мал 3:10-12). Безусловно, что мы уже "взрослые", и от нас Господь ожидает большего, чем жертвы, чем Дары (!): "Милости хочу, а не жертвы" (Мф 9:13, Ос 6:6). Милости хочу, а не Даров! Т.е., существует нечто большее, чем отдать самое лучшее и самое ценное. Нечто большее, чем отдать другу из двух утюгов лучший. Но понять, прочувствовать эти слова до состояния культурного шока - а эти слова определённо вызывали шок (на то они и пророки, что постоянно выносили мозг Израилю своими речами) - может только тот, кто научился тратить на рисунок маме своё драгоценное время, дарить другу лучший утюг, отдавать десятую часть своих доходов, когда сам еле сводишь концы с концами, причём, делая это охотно, с радостью, любовью, верой, надеждой».