Можно ли доверять опросам?

Aug 20, 2012 14:24

У населения есть определённое недоверие к проводимым опросам. В общем-то, правильно. Потому что опрос опросу рознь. Знаю это не понаслышке, а так как сам занимался проведением различных опросов более десяти лет.
Как будет проводиться опрос, и какой будет получен результат, зависит в определяющей степени от заказчика. Если заказчик крупная коммерческая структура, торгующая например, лимонадами, алкоголем или сигаретами, то таким исследованиям, безусловно, можно доверять. Коммерческая фирма надеется получить объективный ответ на все свои вопросы и поэтому очень много времени уделяется проверке выполняемой работы. От исполнителя требуют тщательной проверки работы интервьюеров, от 15 до 100% заполненных анкет. Проверка носит многоступенчатый характер. Часто маркетинговый отдел заказчика проводит дополнительную проверку уже выполненной работы. Если выявляется брак - опрос проводят снова, но всем анкетам, вызывающим сомнение в достоверности.
Вопросы в анкете формулируются так, что не допускают двусмысленного толкования ответов. Да - это да, а нет - это нет. Например, курили ли вы на этой неделе? Курящий человек однозначно ответит - да. Для проверки, это же вопрос, сформулированный другим образом прозвучит в другом месте анкеты, что позволит сравнить и получить достоверную информацию о количестве курящих в стране.
Другое дело политический опрос. Цели у заказчика совершенно иные. Опрос во время выборов служит дополнительным способом воздействия на избирателя, который доверяет данным, полученным с помощью методов науки. Поэтому при опросе проверяется не более 10% анкет, часто и ещё меньше.
Вопросы в анкете стоят так, чтобы из ответов можно было выстроить такой результат, какой нужно. Например, если заказчик заинтересован уменьшить число верующих по стране, то вопрос будет сформулирован следующим образом: «Причащались ли вы в прошедшее воскресенье?» (вопрос из реального опроса). Естественно, что людей, которые причащались именно в этот день значительно меньше даже реально воцерковленных людей. Тем более, что в православии причащаются не только по воскресеньям, а во все дни недели. И если человек не причащался очень длительное время, это не значит, что он не верующий. В нашей стране есть ещё десятки тысяч населённых пунктов, где нет православных приходов и откуда добраться до ближайшего храма бывает очень даже непросто. Я уж не говорю про инвалидов, людей престарелых, для которых пойти в храм на соседнюю улицу очень и очень затруднительно.
В силу всего этого я никогда не доверяю опросам, проведённым по политическим мотивам.

Популярная платежная система PayPal: http://frenzyshopper.ru/oplata/kak-paypal.html. В настоящее время принадлежит крупнейшему Интернет-аукциону Ebay.com. Несложно зарегистрироваться и создать свой аккаунт. Ещё проще осуществлять платежи.

маркетинг, опрос

Previous post Next post
Up