Робинзон Баренцева моря

May 02, 2020 09:10


Это случилось в 1962 году. Советские военные летчики на самолетах МиГ-21 выполняли учебные полеты над Баренцевым морем. Внезапно у капитана Ивана Курицына самолет потерял управление и стал падать, чтобы спасти летчика, командованием было принято решение катапультироваться.



МиГ-21 в полете. Фото с ресурса «Яндекс Картинки»



Летчик опустился на парашюте в море. При приводнении, главное вовремя избавится от парашюта, этому специально учат еще на земле. Перед самым приводнением летчик расстегнул застежки крепления и выскользнул из ремней.

В холодной воде Баренцева моря человек может продержаться 30 минут. Дальше переохлаждение и смерть.

На летчике спасательный жилет, который не дает утонуть. Рядом болтается спасательный плот, который привязан к жилету шнурком. Еще во время падения летчик успел дернуть ленту открывающую клапан баллончика со сжатым воздухом.

Спасательный плот таких размеров, что человек в нем помещается с трудом. Приходится все время сидеть, поджав ноги. Но это лучше, чем находиться в ледяной воде.

Забраться на плот - это первая задача, вторая - найти парашют. К нему прикреплен ранец, в котором находятся сигналы дневного и ночного действия, ракетница, специальные «морские» спички, фонарик, аптечка, шоколад, консервированная пресная вода...

С низкого спасательного плотика увидеть плавающий на воде парашют очень сложно, пляшущие вокруг волны постоянно загораживают горизонт. Пришлось смириться, что парашют и все находящиеся при нем припасы утеряны безвозвратно.

У летчика остались: его личное оружие - пистолет, патроны к нему, компас, «пилотский» нож с широким лезвием и пилкой, часы.

Пока летчик искал свой парашют он видел пролетающие вдали самолеты. Его уже искали, но далеко от того места, где он находился.

Летчик сориентировался по компасу и решил плыть на север - там были острова. Уже в сумерках увидел вертолет, низко летящий над морем. Ракетницы у него не было. Летчик несколько раз выстрелил из пистолета, но в толчее волн в наступающих сумерках с вертолета его не заметили.



Скалистые берега в Баренцевом море. Фото взято здесь https://belokriniczkij.enjourney.ru/fotootchety/teriberka_barenczevo_more_11629

Всю ночь летчик греб в выбранном направлении, пока впереди не увидел периодически мерцающий яркий огонь. Это был маяк, а значит, должны были быть и люди.

С трудом, через прибой и нагромождение камней, ему удалось выбраться на небольшой скалистый остров. Маяк оказался автоматическим. Ацетиленовая горелка подавала газ, который ярко вспыхивал от огня фитиля, давая яркий свет.

Летчик решил от этого огня разжечь костер, ведь до сих пор он находился в мокрой одежде, но одним неосторожным движением погасил фитиль. Газ подавался в фонарь маяка, но не загорался.

Летчик решил зажечь газ с помощью выстрела из пистолета. К этому моменту у него оставалось 4 патрона. Но все четыре вспышки выстрела не смогли поджечь газ.

Дальше оставаться на острове было опасно, без огня на холодном камне на ледяном ветру он бы быстро погиб. Летчика мучила жажда, а на острове не было даже снега. На стене маяка летчик карандашом сделал надпись, что он здесь был и указал направление в котором собирался двигаться.

Потом он снова сел на плот и вышел в море. Греб весь день и всю ночь, а под утро нашел еще один маяк, тоже автоматический, но с горящей газовой горелкой. Летчик высадился на остров. К этому времени его плот пришел в полную негодность и продолжать плавание дальше было невозможно.

Из-за того, что на плоту приходилось сидеть, подогнув одну ногу под себя, она так затекла, что летчик не мог идти. Ползая по берегу, он нашел пару подходящих палок из плавника и опираясь на них, как на костыли пошел к маяку.

В этот раз он был очень осторожен. Ножом настрогал тонкой стружки. Достал из карманов все, что хорошо горит. Пластмассовая расческа, поднесенная к пламени горелки, мгновенно сгорела. Летчику удалось поджечь карандаш. От него он и сумел разжечь костер.

На острове в расщелине летчик нашел снег и с наслаждением утолил первую жажду, потом в ржавой консервной банке, найденной на берегу, растопил снег на костре и впервые за эти дни вволю попил горячей пресной воды.

К этому времени спасатели уже нашли первый маяк и надпись на нем. Правда брызги с моря практически стерли надпись, ее невозможно было прочитать, но спасатели догадались, что скорее всего ее оставил летчик.

С одно из курсирующих по морю катеров заметили дым у второго маяка. Через час летчик уже был на катере, а потом и в госпитале.

За проявленное мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР капитан И.Т. Курицын был награжден орденом Красного Знамени.

Природа Карелии

авиакатастрофа, армия, море

Previous post Next post
Up