Восстановление ГЭС в 1944 г. в Петрозаводске

Aug 09, 2018 15:13


20 августа 1944 г. (Петрозаводск освобожден 28 июля)

В кабинете заместителя председателя Совета Министров республики М.Ф. Иванова инженер Опарнев, электрик Ватчиев, я от Горкома партии и еще несколько нужных по вопросу энергетики людей. Опарнев руководитель работ по постановлению гидросооружений. Ватчиев - в должности главного по восстановлению электростанций. Мне член правительства, Моисей Фролович Иванов сказал:

- Будешь комиссаром на этом участке!

На первый взгляд все казалось просто и легко. Быстро создали бригады плотников, каменщиков, грузчиков на автомашины. Освободившиеся из-под невольного труда люди шли на любую работу.

Инженер Опарин окинул взглядом все предстоящее свершить, подсчитал потребные затраты, время, и названый им срок - 1 сентября стал законом, взмылся лозунгом на красных полотнищах на столбах, в помещениях электростанций.



Комиссару место среди людей, и я, то у электриков, то у плотинщиков Оккупанты действовали просто: в действующую турбину засунули лом, и поломаны лопатки. Попробуй, восстанови?.. Электрическая часть подорвана взрывом на ней (на якорях генераторов) гранатой. Видно торопились бежать, большего сделать не могли. Но и это исправить было не просто. Недолгими были слова возмущения, подольше споры: что и как? Без лишних слов началось дело.

Электроэнергия, кому только она не нужна?..  Электроэнергию надо, чтобы задействовать тестомешалку на хлебозаводе, печатную машину в типографии, насосы на водопроводе, связистам надо, не перечислить всех кому надо много, срочно надо электроэнергии возрождающемуся из руин городу. Однако много электроэнергии пока не будет. Пока в ближайшей перспективе только 600 киловатт дадут городу две гидростанции на Лососинке и тепловая в Соломенном. Но и это нужно срочно.

Нужно срочно... - ведем разговор о досрочном выполнении всех работ, о социалистическом соревновании. Это значит опередить время: сноровкой, делом, причем сообща.

Электрики, говорит Ватчиев:

- Подготовим турбины на Лососинке, паровую машину в Соломенном, генераторы и всю электрическую часть к действию к 27 августа.

Плотинщики, говорит Опарнев:

- Дадим вам воду к этому сроку!

Рядом со мной на бревне старичок качает седой бородой, бормочет:

- Латайте, да знайте: "Вода дырочку найдет!"

Отвечаю скептику:

- А мы все дырочки заткнем!

Подсчитали, проголосовали: "Дадим воду к 27 августа"

Написал это только сегодня 29 августа. Сегодня отвлекся немного от дел на реке, чтобы оформить и выслать Вере вызов для приезда домой в Петрозаводск.

9 сентября 1944 г.

От Веры телеграмма: "Выезжаем седьмого." Значит надо ждать семью где-то пятнадцатого сентября. Сегодня выходной. Появилась свободная минутка, чтобы продолжить свои записи. Может быть они никому и не потребуются, но все же самому интересно освежить будет память об этих нелегких, но боевых днях жизни нашего поколения.

Приятно писать об успехах, но ведь каждый неуспех - это тоже жизненный урок. Из дальнейших событий я сделал вывод: "Надо слушать не только оптимистов. Надо не отмахиваться и от скептиков". Особенно это важно для меня молодого в партийном аппарате работника. В те августовские дни катал я на трофейном велике от плотины к плотине, от станции к станции, в поселок Соломенное (это четыре километра от города). Велись в это время работы по восстановлению ГЭС Онегзавода. Конечно, ежедневно начинал я свой путь из помещений Горкома. Ванюшов, Дильденкин, конечно, руководили нами, не раз встревали, чтобы где-то, в чем-то помочь, и к 27 августа разлилась, поднялась уровнем до нужной отметки перед плотиной  вода. Опробовал турбину, генератор, всю свою электрическую часть Яков Павлович Ватчиев. А вот на второй плотине (у Лобана) не поднялась до нужной отметки вода ни к вечеру, ни к утру на второй день.

Черным пророчеством прозвучали в памяти слова седого старика: "Вода дырку найдет!"

Глухо прозвучали в кабинете секретаря Горкома слова Огарева:

- Где-то промоина!?

Я подавленно молчал. Мне казалось, что в этом прогляде моя вина: Я мог, я обязан был обострить внимание свое, инженера, всех людей на плотине к словам скептика. Теперь надо спустить воду. Надо исследовать тело плотины. Надо где-то разбирать сделанное? Что-то заделывать?

- Где? Что нужно? У вас есть ясность? - вопрос инженеру.

- Разрешите доложить завтра!

- Завтра в двенадцать! - разрешил Николай Александрович. Секретарь Горкома строг, но в глазах его светились и искры радости: в кабинете светила первый вечер лампочка Ильича. Ведь Первая ГЭС дала ток. Ватчиев торжествовал. Электрики победили в социалистическом соревновании с плотинщиками.

Как сто сорок четыре года тому назад начался совсем некстати проливной дождь, но, как объезженный конь, была на этот раз послушной нам Лососинка. Исправно сработал водосброс. Спустилась вода в свое широкое русло. Похоже, поработала, показала нам брак в работе и отошла: "мол исправляйте, а я отдохну!"

Три дня ушло на заделку промоины. Помог городской комсомол. Сто четырнадцать молодых горожан в те дни сквозь мокреть (шел дождь) спускались в мокреть, но помогли сделать так, что 3 сентября дала ток и ГЭС-2. К этому сроку заработала и тепловая соломенская. Там механик Сюкалов много поработал, чтобы восстановить, выведенную из строя, паровую машину.

Из дневника Вострякова Дмитрия Петровича

война, коммунисты, история, Петрозаводск

Previous post Next post
Up