Недавно прочитал книгу профессора, академика РАЕН и МАНЭБ, врача высшей категории
Игоря Павловича Назарова «Таежные отшельники». До сих пор нахожусь под впечатлением.
Игорь Павлович в течение многих лет посещал и лечил известную семью староверов Лыковых, обосновавшихся в глухой Саянской тайге. Книга «Таежные отшельники» - это дневники подробно рассказывающие о всех перипетиях экспедицией на заимку Лыковых. Ученого, прежде всего, интересовало, как длительная изоляция от мира людей сказалась на здоровье семьи Лыковых. Ему удалось получить уникальные научные данные.
«С Агашей у нас сложились самые сердечные отношения, - пишет в дневнике ученый, - Это дитя природы очень многое знает и помнит, она добрая и отзывчивая. Все время нас чем-нибудь угощает. Сегодня к обеду вновь принесла хлеб. Невольно рождается к ней симпатия и большая жалость. Агаша логична, критична в своих рассуждениях. Свою правоту мягко отстаивает, используя логически правильные предпосылки. Иногда спорит даже с «тятей». У обоих Лыковых, особенно у Агафьи, хорошо развито чувство юмора. У Карпа Осиповича сохраняется хорошая память, а у Агафьи она просто великолепная. Поразительно, сколько она помнит! Например, она называет по имени и отчеству всех людей, которые когда-либо к ним приходили или которых они видели у геологов в поселке. Толстенные «святые» книги она помнит почти наизусть».
Врачи накладывают гипсовую повязку на поврежденную ногу Карпа Иосифовича Лыкова
Лыковы с доверием относятся к врачу и позволяют ему некоторые медицинские манипуляции. Игорь Павлович регулярно замеряет у них давление, в конце экспедиции берет анализы для исследования в лабораториях Красноярска. Но с сожалением, как убежденный атеист, отмечает в своем дневнике:
«Когда Агаша с фанатичной верой говорит об аде и рае, загробной жизни, то, честное слово, не хочется разубеждать её в этом. Представляю, как невыносимо тяжко ей будет, если она потеряет эту веру. Ведь столько мук и лишений уже перенесено, столько отдано сил и здоровья ради веры в прекрасное будущее. Разрушить эту веру сразу, в одночасье было бы бесчеловечно! Ведь это хрупкое душой и телом существо не перенесет крах своих устоев, верований и привычек...»
Из общения с Лыковыми ученый знакомится с неизвестным ему миром религии.
«Из «Иоанна Златоуста» узнаем и о врачах. «Духовный отец лечит душу, а врач - тело», - читает Агаша. Лука Евангелист, оказывается, был врачом. «Волхвы-то наговорами лечат, это страшно, это не врачи», - говорит Агафья. Увлекаясь, Агаша читает нам из своих святых писаний различные наставления, вроде - «Сотвори себе имя человек кроткий». Оказывается, что грешник «умирает», а праведник «преставился от суетного жития сего в вечный покой», «воскреснут на жизнь вечную, воскреснут же не душами, но телами». «Души бессмертны, а тела мертвы». «Тело без души истлеет».
Выясняется, что Игорь Павлович родился в день памяти известных православных святых, врачей Козьмы и Домиана. Это «случайное» совпадение с тем, что он стал врачом, немного удивляет.
«Начитавшись святых писаний, Агаша пишет мне про Козьму и Домиана в ту же книжицу, куда она записывала и в 1983 году: «Славные врача земным пети подобает: Козьме и Домиану светим чудотворцы и безсребреницы Козьмо и Домиане молите бога о нас». Писала Агафия 26 ноября от Адама лета 7493».
На протяжении более десяти лет ученый участвует в экспедициях к Лыковым, наблюдает, проводит научные исследования. Постепенно, это можно проследить по дневниковым записям, меняются его взгляды на жизнь. В одном из писем Игорь Павлович пишет Агафье:
«Сообщаю о себе. Я жив и более или менее здоров. Хотя уже дважды оперирован на сердце. В июле мне исполнится 65 лет, но я продолжаю очень много работать - лечу больных, учу врачей, пишу книги по лечению. Несколько лет назад я крестился и слава Богу Он дает ещё мне здоровье и силы лечить больных и помогать семье и добрым людям».
Заимка Лыковых
В одном из своих интервью Игорь Павлович высказывает свое мнение о Лыковых:
«Так случилось, что семью староверов Лыковых судьба забросила в таежные дебри Саян и обрекла на долгие годы изоляции от людей. Однако Лыковы не оказались в «тупике», невзгоды, лишения и голод не сломили их. Выжить им помогали вера в Бога, сила духа и чистота души. Для Агаши нет никаких сомнений, что настоящая жизнь начинается на небесах, к ней надо готовиться и вести праведный образ жизни здесь, на земле. Кстати, она не демонстрирует облик, а живет счастливо и благочестиво, «без атеросклероза и депрессий». Хорошо бы нам перенять у нее великолепное чувство юмора, самоиронию даже в самых тяжелых жизненных ситуациях.
Нам есть чему поучиться у Лыковых, хотя бы нравственной чистоте, силе духа и веры, умению преодолевать трудности и навыкам автономного существования в изоляции от людей (чем не космонавты?), отношению к природе и единению с ней, приемам земледелия и многому другому. В моем понимании у Лыковых и Агафьи не было и нет никакого намека на «таежный тупик». Я считаю, что они соблюдали строго свое мировоззрение, веру, совесть и душевную стойкость, несмотря ни на какие тяжелейшие условия жизни и преследования. Думаю, что мы, «мирские» люди, чаще попадаем в «тупик» со своей совестью и неумением противостоять агрессивному окружению. Нам есть над чем подумать».
Агафья Лыкова