Новые люди

Sep 05, 2015 15:49

С предыдущими постами можно познакомиться здесь: Мысли вслух

Новые люди, возрожденные благодатью Святого Духа.
Св. Григорий Палама.
Недавно разговаривал с одним хорошим интеллигентным человеком. К православию он относится положительно, но в церковь не ходит. На мой вопрос: «Почему?», - получил неожиданный ответ, оказывается, человек не может долго находиться в храме, ему становится плохо. Максимум, что может - это поставить свечку. Дальше, то ли давление поднимается, то ли наоборот падает, у него подкашиваются ноги и он спешит покинуть, чуть ли не бегом, храм. На улице почти сразу все проходит. Нигде кроме храма с ним ничего подобного не происходит.



Сразу вспомнилась история святой преподобной Марии Египетской, которая в своей юности вела распутный образ жизни, и однажды попыталась войти в храм на праздник Воздвижения Креста Господня, и не смогла это сделать, в то время как другие люди свободно входили в храм. Этот случай полностью изменил жизнь египтянки Марии, которую она посвятила неустанной борьбе со своими пороками и страстями, удалившись от людей и став на многие годы добровольной отшельницей в Заиорданской пустыне.

Я думаю, что найдется немало людей, которые подобно моему хорошему знакомому или подобно египтянке Марии не могут войти в православный храм, или войдя, чувствуют, как минимум, какой-то беспокоящий их дискомфорт, и вместо того, чтобы попытаться разобраться в себе, навсегда покидают православную церковь. Нередко такой человек ищет видимые причины своего отступления от Бога и Церкви, так рождаются душещипательные истории про злых старушек, грубых женщин из церковной лавки, попов на «мерседесах» и прочие. В то время как причину отступления от Церкви, человеку нужно было бы искать, прежде всего, в самом себе.

И другой важный момент, на который стоит обратить внимание. Люди, чувствующие дискомфорт в храме чувствуют на себе силу воздействия нетварных Божественных энергий, которые, безусловно, присутствуют в православном храме, особенно в момент совершения Таинства евхаристии. Далеко не каждому это дано.

Есть люди, которых условно можно назвать плотяные (от слова - плоть). Они живут интересами своей плоти, и кроме удовлетворения требования своей плоти их ничего не интересует. Жизнь такого человека очень близка к жизни животного: пожрать, поспать, удовлетворить свои сексульные потребности. Если такой человек зайдет в храм, то, скорее всего, не почувствует ничего вообще. Его дух либо не развит, либо от такой жизни уже атрофировался.

Есть люди душевные. Они читают книги, интересуются искусством, понимают и ценят хорошую музыку. Они интересуются разными религиями и даже пытаются дать им оценку в меру своего разумения. В России таких людей принято называть интеллигентами, и считается, что таким людям свойственна духовность*, в ее светском понимании.

Третий тип людей - духовные. Это как раз те, кто чувствует на себе воздействие нетварных Божественных энергий, кто развивает в себе дух, кто обладает зачатками внутреннего духовного зрения. Высший уровень духовности, в ее религиозном понимании, это святость.



Как писал святой праведный Иоанн Кронштадтский, в жизни редко встречаются все три типа людей в чистом виде, как правило, все эти типы в разных пропорциях сильно перемешаны в одном человеке. В каждом человеке есть понемногу и от духовного, и от душевного, и от плотяного типа людей. Человек сам делает выбор, каким путем он пойдет по жизни, и что будет развивать сам в себе.

Давно известно, что женщины наиболее чувствительны к различным проявлениям иномирных сущностей, воздействию нетварных Божественных энергий. Мужчины, увы, более толстокожи. Именно поэтому женщины в наших храмах составляют большинство. Они не просто верят на слово, они могут почувствовать, что все, чему учит Православная Церковь - это Правда. Но мужчины, если они ступают на путь стяжания Духа Святого, могут достичь неизмеримо больших высот в своем духовном развитии.

Вывод. Люди делятся условно на три типа: плотяные, душевные и духовные. В каждом человеке, в разной степени присутствуют все три типа, и только от самого человека зависит, какие качества он стремится в себе развить.

*«С точки зрения нового гуманитарного цикла духовностью называется все то, что связано с любой творческой деятельностью человека, с его индивидуальностью, занятия науками, искусством тоже трактуются как духовность человека». Источник

С точки зрения православия, «духовность - причастность человека Духу Святому, мера приближения человека к Богу».

«Слово «духовность» происходит от слова «дух». Как известно, человек состоит из духа, души и тела. Дух - это то, что возводит человека к Богу. Значит, говоря о духовности, мы, в первую очередь, имеем в виду Дух Божий, делающий нас Божьими. Другими словами, духовность - это путь, конечная цель которого - достижение обожения. То есть соединения с Богом именно в Духе Святом». Источник

храм, мысли вслух, православие, святые

Previous post Next post
Up