Цирки и театры

Sep 20, 2011 12:00

Оригинал взят у bekalo в Цирки и театры



В общем-то ради этих цирков я и затеял свое "исследование", потому что люблю я их.
Цирк Сура
Цирк Дерсена
Цирк Чинизелли
Цирк Грикке
Цирк Муссури -
это же поэзия. Стихи, написанные городом.

Передвижные цирки шапито появились в городе в начале 19 века. Первый стационарный цирк (деревянный) построил в 1862 г. Вильгельм Сур, герой рассказов Куприна. Этот цирк стоял на Московской ул. (Московский пр.).

"Старик Сур знал свое дело отлично, и рука у него была счастливая: оттого-то и цирк у него всегда бывал полон, и артистов он умел ангажировать первоклассных. Достаточно вспомнить Марию Годфруа, Джемса Кука, Антонио Фосса, обоих Дуровых и прочих. Да. И все семейство Сур было очень талантливо. Ольга - грациозная наездница, Марта - высшая школа езды, младший сын Рудольф прекрасно работал «малабриста», то есть жонглировал, стоя на галопирующей лошади, всевозможными предметами, вплоть до горящих ламп. Старший сын Альберт занимался исключительно дрессировкой лошадей". - Куприн

В 1868 г. в 100 метрах от цирка Сура возник еще один деревянный цирк - Жозефа Дерсена.
В 1870 г. рядом с Николаевской пл. появился цирк Иоганна Фрица.
В 1881 году французские антрепренеры братья Л. и Ж. Годфруа построили деревянный цирк на Торговой пл. (Розы Люксембург)
В 1883 году на Жандармской пл. (Красного Милиционера) построили цирк братья Никитины. Здесь выступали периодически они сами, а так же труппы Жижетто Труцци, Дуровы и др.

"Братья Дмитрий, Петр и Аким Никитины родились в семье крепостного крестьянина Александра Никитина, в середине 50-х годов отпущенного помещиком на волю и сделавшегося профессиональным шарманщиком. Основное ядро труппы Никитиных составляли русские артисты, среди которых первое место занимал Петр Никитин - наездник-акробат, исполнитель мимико-трансформационных и разнообразных новых конно-акробатических жанров, первоклассный гимнаст на различных снарядах и партерный прыгун. Конный акробат и жонглер Михаил Пащенко, один из первых русских жонглеров." - Энциклопедия цирка

Цирк Никитиных



В 1892 году появился самый большой деревянный цирк в истории города - цирк Эрнеста Чинизелли на Михайловской пл.

Цирк Чинизелли



Все деревянные цирки были основаны самими циркачами. В начале 20 века, когда цирки стали привычным развличением публики и приносили стабильный доход, за дело взялись предприниматели. Первый в городе каменный цирк построил в 1904-1905 гг. купец Генрих Грикке, сколотивший состояние на оранжерейном деле. Цирк построен по проекту архитекторов В. В. Хрусталева, Б. Н. Корнеенко, М. С. Коморицкого. Кроме манежа, была оборудована сцена, очень тщательно проработана акустика.

Прошение Харьковскому губернатору от Харьковского купца Г. А. Грикке (28.12.1905)
На основании данного мне Вашим Превосходительством разрешения приступить к постройке, согласно утвержденного плана цирк-театра в Харькове, на Жандармской площади №17, я в настоящее время закончил: зрительный зал, галереи, входы, лестницы, уборные, водопровод, электрическое освещение, паровое отопление; крыша покрыта толем и вполне подготовлена как опалубка для будущей железобетонной несгораемой крыши. Означенная крыша в настоящее время не представляет никакой опасности в пожарном отношении, в виду значительной высоты потолка от пола, 35 аршин, так равно и крепости и стойкости сооружения. Бетонные работы приостановились по обстоятельствам, от меня не зависящим, потому что этим работам помешали забастовки и цемент не мог быть доставлен.
Имея, таким образом, вполне законченное помещение зрительного зала и обслуживающих его частей, я покорнейше прошу Ваше Превосходительство не отказать в моем ходатайстве о назначении комиссии для осмотра здания и о временном разрешении мне до мая месяца 1906 года открыть спектакли, после чего мною будет выполнено все, что указано в проекте. - ГАХО Ф. 4, оп. 147, ед. хр. 772, лл. 49-50

После революции цирк стал государственным. В 1974 г., после появления в городе нового цирка (по типовому советскому проекту), цирк Грикке стал второй в Союзе (первая - Московская) репетиционной базой для подготовки новых программ и аттракционов. В независимой Украине это единственная репетиционная база.

Цирк Грикке












В двух кварталах от цирка Грикке в 1910-1911 гг. построил цирк бывший антрепренер Никитиных, грек Герасим Михайлович Муссури. Архитектор - Б. Корнеенко. Это был самый большой цирк в мире - на 5750 мест (в новом харьковском цирке около 2500), с различными подсобными помещениями. В 1912 году его переоборудовали в театр оперетты. Наряду с цирковыми представлениями (цирковые номера, различные виды борьбы , гастроли столичного цирка Ж. Труцци) ставились оперы, проводились концерты духовой музыки и др. В советское время здесь выступал Владимир Маяковский, в эстрадных концертах пела Клавдия Шульженко. Однако изначально спроектированное для цирка, для оперы здание было не очень подходящим - из-за плохой акустики зрители перестали ходить на оперу. В советское время в здании действовал театр музыкальной комедии. Облик здания в стиле модерн переделали в конструктивизм. Сейчас фасад обложен желтой некрасивой плиткой. Однако внутри сохранились элементы модернового декора. После пожара в 1980-х здание опустело и постепенно разрушается.

"12 ноября состоялся наш дебют у Мисури в большом, ему принадлежавшем, каменном красивом здании. Труппа была очень маленькая, ставка цирка была на борьбу. До борьбы проходило только одно отделение. Времени для него отводилось немного: так как по требованию полиции борьба должна была оканчи­ваться в двенадцать часов.
Чемпионат был большой: три борца-негра и человек copoк борцов русских и иностранных, а цирковое представление только для привлечения публики. Такого рода работа ни отцу, ни нам не нравилась. В Харькове мы получили предложение от Жижетто Труцци на годовой контракт, но жалованье нас не устраивало, и отец не согласился.
В то время надо было уметь установить себе цену, раз уж получаемое жалование было трудно повысить. Отец получил при­глашение и из цирка Никитиных, но тоже на такой оклад, на ко­торый нельзя было итти. Было ясно, что директора, не знакомые с моей работой, побаивались, не зная, идет ли наша работа с отцом так, как надо."

Цирк-театр Муссури
модерн












конструктивизм



советизм






купольная часть






После пожара театр музкомедии переехал в ДК Пищевик, находящийся через одно здание от Муссури. Это здание построено в 1930 г. на месте летнего сада Тиволи, где с 19 века работали "злачные" кафешантаны, варьете и театр миниатюр. Здание было неплохим образцом конструктивизма, но сейчас оно тоже изуродовано такой же точно желтой советской плиткой, как и Муссури.

Клюб









"Нигде кафешантаны не отличались таким откровенным цинизмом, развращенностью, как в Харькове. Все эти Жаткины, Тиволи являются открытыми развратителями нашего юношества - их давно пора бы уничтожить" - возмущался в 1912 году член Городской Думы Николай фон Дитмар

А вот и второе упомянутое Дитмаром кафе-шантан города, широко известное далеко за его пределами. Вилла Жаткина построена в 1902 г. по проекту Юлия Семеновича Цауне. В 1912 г. по проекту того же архитектора достроены неоготические башенки. Поначалу малый театр был заведением вполне приличным, здесь проходили спектакли еврейского и малороссийского театров, располагался немецкий клуб. Но в 1909 г. театр купил купец Жаткин, в театре стали показывать фильмы "французского жанра", были обустроены кабинеты. Однако и культурная жизнь шла своих ходом: в 1921 г. а театре впервые была поставлена пьеса Маяковского "Мистерия Буфф" - при участии автора. С укреплением СССР театр превратился Дом народного творчества. Разрушен во время войны.

Малый театр


















Кафе-шантанам города активно противоборствова театр трезвости. Построен в 1903 г., в 1930-х перестроен в ДК ХЭМЗ.






Еще одна жертва перестроения. Рабочий дом товарищества рабочих-металлистов, построен в 1903-1909 гг. по проекту Илиодора Илиодоровича Загоскина, в 1923 реконструирован А. Н. Бекетовым, в 30-х переделан в конструктивистский ДК "Металлист".

ДК "Металлист"












В 1884-1885 гг. архитектором Михаловским Болеславом Георгиевичем построен Коммерческий клуб с оперным залом, позднее реконструированный Троценко Виктором Карповичем. При театре был сад, где устраивали летние представления. Действовал как оперный театр до сооружения нового (конец 1980-х). Сейчас во флигиле филармония, основное здание реконструируется. Внутри все гораздо изысканнее, чем снаружи - я там был в детстве на "Красной Шапочке".

Филармония















Главный городской театр построен в 1841 г. по проекту Андрея Андреевича Тона, реконструирован Б. Г. Михаловским в 1883 г. Пишут, что реконструкция придала зданию черты французского неоренессанса.

Театр украинской драмы















Вид из Пушкинского сквера






Театр русской драмы



Еще одно очень итересное сооружение для зрелищ. В 1908 г. в город была перевезена киевская панорама "Голгофа". Для нее по проекту А. Н. Бекетова был построен деревянный павильон в линии Фруктового ряда на Сергиевской пл. (Пролетарская пл.). Павильон был очень красивым и прочным, после панорамы в нем размещался скейт-ринг, а затем кинотеатр "Маяк". Здание пострадало во время войны и его не восстановили, как и все здания площади.

Панорама "Голгофа"






Театр "Модерн"



Стадион "Металлист"

Харьковский цирк

Previous post Next post
Up