В следующий гастрольный город приехал мой будущий муж. Мы дружили с ним со второго класса, и я тогда думала, что это, конечно же, на всю оставшуюся жизнь: взялись за руки и пошли к счастливой старости (как всем очень молоденьким, мне казалось, что старость - лет сорок максимум), плечом к плечу. А раз так, то чего тянуть-то, пусть ездит с нами. Женьку взяли в униформу*, выделили койку в вагончике (никто из старших даже мысли не допустил, что будущий муж может жить со мной - мне же не было и семнадцати, свадьба планировалась лишь через год), и у меня появилась дополнительная подпорка для самооценки - влюблённый Женька неизменно восторгался всем - что бы я ни вытворяла на репетициях.
Он привёз от моей мамы подарок для дочери Агеева. Этот портрет стоял у нас дома на полке всегда. На фотографии ослепительно улыбался черноволосый и темноглазый красавец в цилиндре, с невиданной маленькой серьгой в мочке уха. Наброшенный на плечи неизвестного атласный плащ, белая рубашка и галстук -"бабочка" производили сногсшибательное впечатление на моих неискушённых подружек, но мне нечего было ответить на их расспросы. Я всегда считала, что это какой-то мамин поклонник - внизу на фотографии были видны крупные буквы:"Моей чудесной Диночке. Никогда не сдавайся. Всегда твой - Сандро", и сейчас не поняла, зачем мама, знавшая из моих писем историю Володиной Анечки, прислала эту фотографию. Но когда я развернула снимок, Агеев восторженно ахнул:"Сандро Да-Деш! Вот спасибо, это то, что нужно. Пошлю Аньке!" И рассказал мне невероятную историю необыкновенного человека.
Сандро Дадешкелиани родился в 1914 году в Грузии. Был пятым ребёнком в небогатой семье и объектом сокрушенных вздохов родственников и соседей - мальчик родился без рук. Вообще без рук - даже плечевых суставов не было. Зато в избытке присутствовал оптимизм, сила воли и весёлое упрямство. Сандро не отставал от сверстников ни в чём: дома помогал матери, в школе прекрасно учился, не давал повода жалеть или издеваться, на любую насмешку отвечая мощным ударом ноги. После того, как окончил восьмилетку, из школы ушел - надо было помогать семье. Трудовой путь отнюдь не был усыпан розами, далеко не все хотели связываться с инвалидом, но Сандро освоил профессии резчика по дереву, маляра, полировщика, экспедитора в геологоразведке. Даже проработал сезон на горной реке Риони - ловил багром сплавляемые брёвна.Ногами ловил. Всё делал ногами. В свободное от работы время начал рисовать и рисовал прекрасно, держа кисти и карандаши в пальцах ног. Его работы произвели фурор, и Сандро в виде исключения приняли в Тбилисскую Академию художеств. В цирке рассказывали, что закончивший худграф Сандро Дадешкелиани вместе с дипломом получил и часы - награду за лучшую работу. Их он тут же непринуждённо надел на ногу и долго не расставался с ними.
А потом в жизнь юноши вмешались всё те же Невидимые Планировщики - случайная встреча с неким артистом цирка привела Сандро на манеж, где он и остался навсегда.
Банальное воспаление лёгких оборвало жизнь этого невероятного человека - он прожил всего 58 лет и умер в 1972 году, когда я была совсем маленькой, но есть свидетельства очевидцев. Вот что рассказывает о номере артиста Да-Деша в своей "Седьмой тетради" бывший шпрехшталмейстер Владимир Успенский:
" Итак, на представлении Сочинского цирка в летний сезон 1964 года, я в качестве ведущего программу объявляю: " Артист оригинального жанра из солнечной Грузии Сандро Да-Деш!” На арену энергичной походкой выходит высокий, очень красивый мужчина в элегантной фрачной паре, поверх неё - длинная черная накидка на белой шелковой подкладке, на голове цилиндр. Из-под накидки видны руки в белых перчатках. Артист ногой снимает с головы цилиндр и отбрасывает его униформисту, сбрасывает на спинку стула накидку и садится за столик, к которому подходит официантка и подает карточку меню. Да-Деш одной ногой берет меню, а другой надевает очки. Прочтя меню, листает журнал, потом что-то говорит официантке, та уходит, а он снимает с ноги часы с браслетом, приставляет их к уху: видимо, часы не идут - заводит, надевает снова на ногу, достаёт портсигар, вынимает из него папиросу, берёт коробок, достаёт из него спичку, подбрасывает коробок и, чиркнув об него спичкой, прикуривает. Снова появляется официантка с бутылкой вина и фужером. В пальцах одной ноги Сандро - бутылка, в пальцах другой - штопор. Штопор ввинчивается в пробку, бутылка с вином открыта, и оно льется в фужер. Да-Деш поднимает фужер, как бы чокаясь со зрителем, и выпивает. Затем, заточив ножом карандаш, подписывает несколько своих фотографий и через официантку передает их публике. На манеже появляется мольберт с чистым листом белой бумаги и углем. Да-Деш ногой рисует портрет клоуна, работающего в программе. Потом на манеж выносят треножник с мишенью. Мишень прозрачная - чтоб было видно всем зрителям. В центре мишени закреплена горящая свеча. Да-Деш берет одной ногой винтовку, упирает ее в плечо, другой ногой щелкает затвором, нажимает курок. Выстрел. Пламя погашено.
В течение всего номера Да-Деша публика, видящая его руки в белых перчатках, абсолютно не подозревает, что это хорошо сделанные протезы, и награждает артиста щедрыми аплодисментами за исключительную ловкость владения ногами.
В те дни в Сочи ему исполнилось 50 лет. Эта дата была достойно отмечена на арене и за кулисами. Юбиляру на публике преподнесли золотые наручные часы, которые он, так же как когда-то при получении диплома в Академии, под аплодисменты зрителей надел на ногу.
Да-Деш был невероятно образован, эрудирован и остроумен, говорил, кроме русского, на грузинском, армянском, азербайджанском, немецком, турецком и греческом языках. Великолепно плавал, был азартным игроком в домино и в нарды и, конечно же, придумывал и рисовал рекламные буклеты и афиши для цирка.
Любимец женщин, Сандро четырежды женился, имел двоих детей и успел увидеть внука."
Мы сделали копию с портрета и Агеев отослал его в Москву дочери. И все мои первые гастроли Сандро Да-Деш ободряюще улыбался со стены вагончика. Характерно, что больше я никогда не жаловалась на трудности многочасовых репетиций. А потом, с течением жизни, вообще разучилась жаловаться. Как-то стыдно, ведь всё же у меня в порядке. В полном порядке. Особенно, по сравнению с Сандро :)
* униформисты - (нем. uniform- мундир), специально обученные люди, устанавливающие реквизит, аппаратуру, выполняющие работы по уходу за манежем.