Однажды Эмиль Теодорович Кио ехал в поезде. Сосед по купе попался очень приставучий, он все время лез к Кио с одним вопросом, может ли тот показать ему фокус, который невозможно предугадать, чем тот закончится, или в котором не будет конца. Кио сказал, что может.
- Ну, сделайте, что-нибудь со мной, - доставал пассажир.
- Охотно, - ответил волшебник. - Давайте ваши часы.
Приставучий пассажир снял с запястья свои «командирские». Кио повертел их в руках, повертел, - а день был жаркий, поезд ехал с юга, окно было раскрыто - и выкинул в него часы приставаки. Пассажир был в восторге. Он даже видел, как его часы шлепнулись на насыпь, и высунулся в окно по пояс, чтобы проследить за ними как можно, пока они не исчезли из его поля зрения.
- Фокус ведь не закончился? - спросил он, садясь на место.
- Нет, - ответил Кио и уткнулся в газету.
Прошло пять минут, Кио читал, пассажир робко постучал в газету с обратной стороны:
- Товарищ фокусник, сколько еще времени ждать до конца фокуса?
- До ближайшей станции, - коротко ответил Кио. Пассажир замер. Он внимательно следил за руками Кио, его карманами... и уже не приставал с расспросами.
На станции Кио вышел на перрон. Там прямо посередине платформы стоял лоток с пирожками. Кио подошел к продавщице, купил пирожок, откусил его, поймал на себе взгляд. Обернулся. Это был приставака-пассажир.
- Вы все еще ждете окончания фокуса? - спросил иллюзионист.
- Да, - ответил пассажир.
- Смотрите сюда, - показал Кио на пирожок, - видите? Сейчас я его разломлю, что там будет внутри?
- Часы! - закричал пассажир вне себя от восторга.
Кио разломил пирожок. Там была капуста.
- Ваши часы остались там, где вы их последний раз видели. Я работаю только в цирке, а в поезде - еду и отдыхаю.
В ответ не раздалось ни слова. Пассажир молчал, а что было поделать - сам напросился. Оставшуюся дорогу к иллюзионисту он не приставал...
***
Во время войны, когда мы работали в цирке на Цветном бульваре с коллективом Эмиля Теодоровича Кио, немцы бомбили Москву в точно определенное время. Это время любопытным образом выпадало на момент выступления Кио.
Кио работал, показывал свои чудеса, в это время ведущий инспектор манежа Александр Борисович Буше выходил из форганга, делал несколько шагов в манеж, останавливал представление и говорил: "Уважаемые зрители, объявлена воздушная тревога, просим всех спуститься в бомбоубежище!" Кио убегал с манежа первым.
В один прекрасный день известный артист Григорий Львович Рожковский подошел к инспектору манежа Буше и попросил его, никому ничего не объявляя, во время выступления Кио сделать два-три шага в манеж. Буше, не предвидя ничего неожиданного, согласился и во время работы Кио сделал три шага в манеж. Кио, настолько привыкший к появлению Буше во время объявления воздушной тревоги, сразу остановил свою работу и убежал в бомбоубежище. Буше при этом ничего не понял, зрители - тоже, в манеже нависла пауза. Побежали искать Кио, нашли его в бомбоубежище и стали спрашивать: "Почему вы покинули манеж?" Он удивился: "А как же? Ведь Буше выходит тогда, когда объявлена воздушная тревога". Кио стали уговаривать вернуться, потому что никакой тревоги нет. Но Эмиль Теодорович не верил, не возвращался, в манеже возникла длительная пауза, зрители сидели, ничего не понимая. Наконец директору цирка удалось уговорить Кио, он вернулся, продолжил свою работу на манеже. И ровно через минуту выходит Буше и уже по-настоящему сообщает о воздушной тревоге, просит всех спуститься в бомбоубежище. Зрители покидают зрительный зал, Кио, не веря, что это не розыгрыш, один остается на манеже.
***
Один изобретатель предложил Эмилю Теодоровичу Кио небывалый и поразительный трюк. Суть его в том, что на манеж выкатят большой, наполненный водой аквариум, в который по лесенке спустится одетый во фрак Кио. Под водой он закурит папиросу, а затем выйдет из аквариума... совершенно сухой!
В выходной день в цирке собрались инспектор манежа и Кио с ассистентами. На манеже уже хлопотал лысоватый изобретатель. Вместо аквариума поставили большую бочку с водой.
Изобретатель облачился в длинный халат и старательно натер свое лицо какой-то мазью. Потом влез на табуретку, постоял на ней в раздумье и плюхнулся в бочку.
Через несколько секунд изобретатель вынырнул из воды и долго не мог вылезти из бочки. Двое ассистентов помогли ему.
Тут все поняли - чуда не случилось! Изобретатель стоял в центре манежа в промокшем насквозь халате. Вода с него текла ручьями. Обстановку разрядил инспектор манежа. Он громко обратился к Кио:
- Эмиль! И он хотел, чтобы ты там еще и курил!
***
Однажды в Одессе после одного из выступлений Эмиля Теодоровича Кио к нему за кулисы зашёл зритель и говорит:
- Я специально для Вашего аттракциона придумал феноменальный фокус. Его еще никто никогда не исполнял. Я Вам расскажу, и Вы будете первым его исполнителем.
Кио конечно, поблагодарил этого человека за его заботу о своём репертуаре и спросил:
- А что же это за фокус?
Зритель увлеченно стал рассказывать:
- Вы выходите при полном ярком свете под лучами прожекторов на манеж, затем кланяетесь и... постепенно растворяетесь в воздухе - исчезаете.
- Да, это очень интересный фокус, - говорит Кио, - но как же его сделать?
- Видите ли, товарищ Кио, - говорит он, - Я этот фокус придумал, ну а как его сделать - это уж вы сами придумайте.
***
В военное время Эмиль Теодорович Кио задумал сделать вечернее представление, с тем чтобы весь сбор поступил в пользу семей погибших фронтовиков. Представление называлось "Полное разоблачение Кио". Разумеется, он разоблачал не все, а какую-то мелочь, которую и без того все знали. Когда же он разоблачал серьезные трюки, рассказывал о них, то в это время громко играл оркестр, естественно, зрители ничего не слышали. Когда оркестр переставал играть, Кио неизменно говорил: "Так я делаю эти фокусы".
Неожиданный случай произошел во время исполнения одного из фокусов под названием "Неисчерпаемый ящик" (в нем кроме меня принимал участие еще и маленький Эмильчик Кио). На сцену выносили огромный ящик, показывали, что он пустой, открывали-закрывали, снова открывали крышку, и оттуда появлялись люди, потом наступала очередь появляться и нам с Эмильчиком. Кио-отец в очередной раз открыл ящик, показал, что он пустой, закрыл и открыл крышку, но мы, как было положено, не появились. Один раз не появились, другой. Эмиля Теодоровича это заинтересовало, он заглянул в ящик, увидел, что я и Эмильчик крепко спим на дне, и тут же дал команду убрать с манежа ящик. Это был первый фокус, который Кио не удался.
(Байка рассказана Народным артистом России, иллюзионистом Юрием Аверьино)