Армения и Средний Восток

Dec 10, 2008 13:07

Постоянно сталкиваюсь с подтверждениями того, в каком непростом месте расположена Армения в геополитическом смысле. Положение на водоразделе Ближнего Востока, Среднего Востока и Кавказа можно сравнить, разве что, с положением аэростата над тремя вулканами.

До последнего времени почти все внимание было привлечено к состоянию дел на Ближнем Востоке. В основном это Ирак, Курдистан и Иран, разумеется - Израиль и Турция. Особенно насторожило явное желание некоторых сил назначить Сирию в качестве нового «слабого звена» региона взамен Ирана, что, вроде, несколько отдаляет «горячую зону» от непосредственных границ Армении, но не упрощает ее положения, поскольку Сирия - совсем не враждебная нам страна.

Однако, все более усиливающееся мировое внимание к Среднему Востоку, побуждает предположить, что основные действия, оказывающие определяющее влияние на весь мир, скорее всего, будут происходить там. Понятно, что наибольшее влияние от всего происходящего испытывает Иран, находящийся сейчас в положении присевшего перед прыжком тигра, который не знает, в какую сторону придется прыгать. Но и Армении следует уделять этим событиям достаточное внимание, чтобы не быть застигнутой врасплох.

Декларированный избранным президентом США Обамой перенос акцента военных усилий Америки с Ирака на Афганистан, системная дестабилизация в Пакистане и теракт в Индии - всё это вместе производит нехорошее впечатление, особенно, если учесть, что всё это еще и укладывается в достаточно короткий промежуток времени.

Следует иметь в виду, что зона Среднего Востока от собственно Ирана и Закавказья до Таджикистана и Белуджистана традиционно рассматривалась как персидский мир, который в свое время военными и дипломатическими усилиями Великобритании был искусственно отделен от самой Персии. Поэтому события, происходящие там, имеют общие причины и цели.

Афганистан. Здесь присутствуют две основные противоположные тенденции. С одной стороны, это позиционное поражение коалиционных миротворческих сил и стремление новой администрации США переломить ход событий военным путем, которое, скорее всего, лишь переведет эти события в более «горячую» фазу и увеличит количество жертв, как военных, так и гражданских. С другой стороны, это усилившееся стремление местной администрации выйти из-под тотального американского контроля и начать обсуждать с лидерами талибов («лидеров», вообще-то всего один - мулла Омар) об их вхождении в правительство и прекращении войны. Отсюда, кстати, недавно громко декларированное желание Х. Карзая получить график вывода войск из Афганистана. Следует полагать, что спонсором «самостоятельной» линии поведения Х. Карзая является все та же Великобритания.

Нетрудно заметить, что в обоих тенденциях развития событий в Афганистане сведена практически на нет роль Ирана, поначалу заметно звучавшая при обсуждении вопросов урегулирования.

Пакистан. Больше похожий на свержение уход Мушшарафа с поста президента Пакистана означает не меньше, чем окончание периода многолетнего и безальтернативного влияния США в этой стране. Опять-таки, не потому, что США решили там все свои задачи, а потому, что не справились с их решением, начиная еще с Афганистана. «Зона племен» в очередной раз доказала, что живет  сообразуясь лишь со своими интересами и чье-то внешнее на нее влияние - не более, чем совпадение тех самых интересов на какое-то время.

Скорее всего, предстоящий раздел Пакистана как на сферы влияния, так и, вполне вероятно, раздел в полном смысле слова, будет проходить под флагом «контроля безопасности его ядерного оружия». И в этой гонке на старте будет тесно, поскольку свои виды на контроль за арсеналами Пакистана, помимо США, имеют Китай и Индия. Да и Россия, хоть и не фаворит, но в стороне, надо полагать, не останется. Главный приз гонки - восточное направление иранского и среднеазиатского экспорта углеводородов, в котором заинтересованы, прежде всего, Индия и Китай, уже вложившие в пакистанские коммуникации немало средств.

Если кому-то не очень понятно, причем тут Армения, предлагаю внимательно взглянуть на карту региона. Для Армении именно южное направление является наиболее перспективным, давно открытым и незаблокированным неугомонными соседями. Перспективный выход на средиземноморское побережье через Курдистан и Сирию (Ближний Восток), а также выход в Персидский залив, Каспий, ворота в Китай и Индию, прямой доступ к углеводородным энергоресурсам региона и огромный рынок для экспорта (в том числе - электроэнергетического) из Армении - вот те возможности, которые близоруко не видны из кабинетов нынешних ереванских властей, предпочитающих затевать опасные игры с турками и привычно скулить о «блокаде», оберегая корпоративный доступ к внешней торговле.

В свете изложенного выше также проявляется особая роль и перспективы находящегося в распоряжении народа НКР участка арцахско-иранской границы.

Средний Восток, Армения, геополитика

Previous post Next post
Up