Originally posted by
vita_colorata Институт костюма при музее Метрополитэн начался с коллекции платьев и аксессуаров Риты де Акоста Лидиг. Не всякая женщина может похвастаться таким. Кто же была Рита и что она одевала ?
Рита Эрнандес де Альба де Акоста (1875 -1929 ) родилась в испаноязычной семье в Нью-Йорке. Её мать вела свой род от знаменитых Альба, может быть можно найти сходство со знаменитой герцогиней Альба, которую писал Франсиско Гойя. Альба в своё время тоже была знаменитой красавицей. Риту тоже писали художники, знаменитый Джованни Болдини, который написал портреты красавиц своего времени, они у него неуловимо похожи между собой.
То, что можно отметить и на портрете и на фотографии Адольфа де Мейера - гордая осанка Риты. Спину она умела держать.
Рита была дамой, которая вызывала восхищение у противоположного пола, но с мужьями ей не везло. Первый, мультимиллионер граф Уильям Стокс отличался крутым нравом и распускал руки. Рита развелась и отсудила два миллиона долларов, что было рекордом в то время. В 1922 году она выступила свидетельницей в суде во время второго развода графа.
Затем она вышла замуж за капитана Филипа М. Лидига, с которым тоже развелась, прожив 12 лет с мужем.
Третьим мог стать преподобный Перси Грант, но ему запретили жениться на дважды разведенной женщине. Огорченный священник оставил несостоявшейся жене все свои деньги в наследство. В тот момент, когда Грант собирался жениться на Рите, ей было уже 46 лет, по тем временам, не молоденькая женщина, но она до смерти оставалась не просто женщиной, а идеалом стильной женщиной, образцом, про который можно говорить только словами поэта:"... всю тебя от гребенок до ног, как трагик в провинции драму Шекспирову, носил я с собою и знал назубок..." На вопрос, отчего она не занималась искусством, художник Джон Сарджент ответил: "Она сама искусство". Рита была музой.
У Риты было семь братьев и сестер, Мерседес и Аида тоже были известны, одна - сценаристка, критик, писательница, вторая - первая женщина-авиатор, летавшая в одиночку.
Рита выезжала в Париж и Лондон с целой свитой из горничных, секретаря, массажистки, парикмахера и жила в знаменитом отеле Ритц. Она привозила массу вещей, все комнаты были уставлены белыми цветами, Рита умела создать вокруг себя сказку. Она вращалась в художественных кругах, общалась с музыкантами, писателями, была знакома с Дега, Роденом, Сарой Бернар, Дебюсси. И неизменно восхищала. Одежда была для неё средством самовыражения. Она умела показать в глубоком вырезе красивую спину, подчеркнуть тонкую талию, выставить изящный носок обуви.
Особенно Рита любила кружева и винтаж. Старинные кружева всегда ценились и переходили с платья на платье. У Риты было много туалетов, в которых старинные кружева сочетались с новыми тканями и современным кроем. Конечно, в начале века,когда формировался её стиль, кружева вообще были очень в моде, кружевным было всё.
Красивая тонкая длинная шея Риты подчеркивалась высокими облегающими стойками.
В коллекции Риты можно увидеть всевозможные виды кружев, по низу этой блузы пришиты итальянские кружева "ретичелла."
Кружева Рите очень шли, у неё была бледная кожа и эффектные "испанские" темные волосы, темные ткани платьев красиво оттеняли кружева.
В Париже Рита стала завсегдатаем ателье сестер Калло. Сестры Калло отличались вкусом и умением работать с клиентами, они явно прислушивались к мнению клиентов, а, возможно, Рита достаточно хорошо могла объяснить свои желания. Платья и жилеты, выполненные в мастерской Калло для Риты несут отпечаток её личного вкуса. Они просты по покрою, прямого силуэта, лаконичны. Кружево аранжирует костюм без излишества, без наслоений, ткань подчеркивает его достоинства.
Рита любила придерживаться одинаковых фасонов, найдя то, что ей более всего подходило, она могла заказать 25 копий одного и того же пальто. Или сделать одинаковые платья, отличающиеся цветом.
Ажурные жилеты Рита носила с юбкой-брюками, немного на восточный манер. Она была поклонницей ориентализма.
На фотографии Мейера 1913 года видно, как она выглядела в то время.
Туфли, в которых Рита на фото, сейчас хранятся в музее. Сотрудничество со знаменитым обувщиком Пьетро Янторни привело к тому, что в коллекции Риты было более 300 пар обуви. Рите принадлежит высказывание: " Обувь без сексуальности бесплодна, как дерево без листьев".
Пьетро Янторни был уроженцем Калабрии, с 12 лет он был подмастерьем у обувщика в Неаполе, а выучившись, поставил задачу открыть ателье в Париже. И добился своего, Пьетро работал на Вандомской площади, на которой как раз располагался Ритц, а рядом были блестящие дома моды. Пьетро позиционировал себя как самого дорогого мастера в мире, а Рита с её жаждой самопрезентации была идеальной клиенткой. Янторни брал с клиентов тысячу долларов предоплаты и потом высчитывал стоимость. Обувь при этом делалась иногда года два. Янторни мог работать с бархатом 11-12 веков, с антикварными кружевами. Для хранения обуви Рита заказывала деревянные колодки по форме ноги, вся обувь делалась тогда по ноге клиента. Затем туфли упаковывались в специальные сундуки из русской кожи обитые бархатом. Сундуки изготавливали в Санкт-Петербурге.
Туфли -мюли, шлепанцы в восточном стиле, вышитые серебряной нитью.
Сестры Калло делали для Риты кружевные сумочки - ридикюли.
Шаль из коллекции.
Кружевным было белье.
Тончайшая ночнушка украшена французской вышивкой с Амуром, игривой и показывающей, что хозяйка не против кого-нибудь соблазнить.
Валансьеннские кружева. Очень многие вещи Риты украшены её инициалами, что подчеркивает их индивидуальность и эксклюзивность.
Чулки держались на шелковой ленте, которая продевалась через петли, они тоже украшены фрагментами кружева. Чулки из шелка стали делать только в 1910 году, а в 1911 была применена "французская пяточка", утолщение чулка, которое позволяло носить его дольше.
Ирис - любимый цветок модерна.
Ч
И коллекция платков со старинными кружевами с надписью "Рита". Понятно, что не для того, чтобы дама, как Николай Гоголь писал : "облегчила себе нос посредством платка". В лучшем случае изящно обмахнуться от жары. Или вовремя уронить, чтобы дать повод для знакомства с услужливым кавалером. Хотя Рита, мне кажется, была далека от дешевых приемчиков. Она была небожительница.
Можно, конечно, сказать, дайте мне два миллиона долларов и я буду иконой стиля. Но опыт показывает, что для этого еще нужен тонкий вкус и талант. И тогда, - войдешь в историю. Рита, кстати, так поиздержалась на обувке и кружевах, что продала в конце жизни дом в Вашингтоне.
Искусство одеваться тоже требует жертв.