Двадцатый век - время резкого укорочения дамских юбок, разумеется, в связи экономической ситуацией - дамы двинулись покорять карьерно-производственные высоты, а кринолины-турнюры и прочие траурно-печальные трены, волочащиеся по мраморным лестницам карлсбадских отелей, отныне только мешали жить. Однако же юбка укоротилась не резко, не раз и навсегда, как, вероятно, будут считать лет через 400. Да-да. Напишут, что в «XX столетии в моде была мини-юбка, сигарета и короткие волосы, а женщины питались обезжиренным фитнесом, дабы сделаться актуально-тощими» (Пишут же иные умники, что в Галантную Эпоху самой популярной причёской были огромные куафюры с фрегатами!). Так вот, юбка XX века укорачивалась постепенно, с откатами и отказами, как будто не особенно желая открывать дамские колени, которые, по растиражированному мнению, Коко Шанель - есть самое неудачное зрелище на планете (вообще-то Коко имела в виду колени не спереди, а сзади, что важно). Так вот, юбка XX века. Точнее - короткая юбка. Когда она являлась и что хотела заявить о своей носительнице?
...Первым взрывом были странные, чудовищные, красивые на картинке и уродливые в реальности, «военные кринолины» 1915 года. Юбка стала такой забавно-коротенькой, что это вызвало удивление у населения. Взрослые женщины вдруг получили в подарок широкую, пышную юбку детской длины. Много розового цвета, кружева, карамели и патоки. Сзади на талии располагался девчоночий бант. Женщина ощутила себя крохотной лялечкой, которая вот-вот расплачется от того, что игрушки пришли в негодность, мячик закатился под диван (а там темно и страшно), да и бантики на башмачках запылились в процессе игры. Девочка-женщина 1915 года испугалась войны и кричала о помощи. Ещё недавно она была Незнакомкой в чёрном и загадочном платье - мерцание, алый рот, ожидание конца света, мундштук, стихи... Сейчас всё это разбилось о быт, а Незнакомка переоделась в юную куколку, ждущую поддержки. Короткая юбка сигнализировала о запоздалой детскости, о слезах, о невинности и желании скрыться. Правда, всё это очень быстро сошло на нет - куколку никто не защитил и она, сняв розовенький кринолинчик, пошла на завод - подменять лежащего в окопах бойфренда... Разумеется, в юбке, которая тоже была не слишком длинной...
Золотые-двадцатые, ревущие-двадцатые. Пришла новая жизнь и новая женщина. Она хотела широко шагать и быстро бегать. У неё были тонкие, мальчишеские ноги, узкие бёдра и короткая стрижка 'а-ля гарсон'. Девушка-мальчик решила, что приличная юбка - длинная юбка её матери - это старомодно, уродливо и нерационально. А всё, что нерационально, то некрасиво. Девушка-гарсон жила шумно и быстро - она запрыгивала в машину очередного любовника, хлопала дверцей и мчалась в необозримое пространство, напевая модную песенку. Потом она, бросив любовника посреди дороги, пересаживалась в аэроплан. Девушка-гарсон не хотела быть округло-уютной, беременной и женственно-пышной. Она хотела быть вечно-юной и тонкой. Она не хотела носить длинное и широкое. Юбка укорачивалсь год от года, открывая колени и давая простор для шага, бега, танца. Для возможности скакать по миру, роняя стразы и камешки, которыми были усеяны вечерние платья от Жана Пату. Короткая юбка помогала девушке-гарсону убегать от скуки, сверкая породистыми коленями... Но наступили классические-тридцатые и юбка снова сделалась длинной, этакой викториански-правильной, тоталитарно-стыдливой.
...На войне как на войне. Экономия материала и американский закон L-85 - длина юбки должна быть не ниже 17 дюймов от пола. Силуэт сделался строгим и суровым - широченные плечи, будто бы примеривающие на себя тяжесть погон, по-военному стянутая талия, чётко обозначенная под солдатский ремень, и - короткая длина юбок. На войне нет места шуршащим шелкам и расточительным плиссировкам. Шёлк - на парашюты, шерсть - на мундиры, кожу - на сапоги. А вам, девушки, остаются босоножки на пробковой подошве. Отныне в моде - экономия. Женщина снова носит короткие юбки, чтобы ярды сэкономленной ткани шли на сратегически-важные цели. Рисует стрелку, символизирующую чулки (без чулок появляться некомильфо), из остатков лоскутков мастерит розы для старой шляпки. Кристиан Диор потом напишет, что самым безобразным в военной моде было сочетание могучего мужского пиджака с уродливо-кокетливой шляпой, состяпанной из всякого сора. А ещё Диор ненавидел короткие юбки, которые никак не вязались в его представлении с элегантной дамой. И в 1947 году мсье Кристиан вернул женщине право на сибаритский шик и на длинные юбки. Говоря о New Look-е обычно забывают главное - дело не в корсетах и не в перчатках, а праве на расточительство. Отныне можно не экономить материю!
Женщина играла в парижскую даму, в американскую fly-lady до конца 1950-х, а потом юбки стали снова укорачиваться... В моду стремительно и неумолимо входил минимализм. Подросшие девочки не хотели быть загадочными леди, презирали вуальки и флёры. Они бунтовали и выкидывали калорийную выпечку. Бюсты и бёдра - старообразно-смешные атрибуты, как и все ваши припозднившиеся корсеты, господа кутюрье! Наши кумиры - Куант и Куррэж. А они - певцы нашей юности. Они предложили нам современную длину, положенную худым, дрыгающимся девчонкам. Мини-юбка 1960-х - это ответ модельеров на минимализм эпохи. Самое модное - значит самое простое и компактное. Компактная Твигги носит компактное платье. Модно выкидывать старые комоды и сидеть, уперевшись худыми локотками в пластиковые столы молодёжных кафе. Короткая юбка помогает быть юной, заставляет быть тощей, не мешает танцевать всю ночь, а утром бежать на лекции технического ВУЗа. Женщины будущего, согласно фантастам, тоже будут носить рациональное мини. Ну, не фижмы же, право слово! Но наступили 1970-е и в моду вошла этника - с её народными сарафанами, ретро - с его тоской по утраченному и некий невнятно-романтический стиль с воланами, прошивками и прочими уюными прелестями дамского рукоделья...
Мини 1980-х - это уже коктейльно-вечерняя юбка женщины-яппи, которая изнуряла своё холёное тело на аэробике, питала его диетическими творожками и закаляла в самых разных условиях - от солярия до бассейна. Ноги женщины-яппи - это упругие и сильные конечности хищницы асфальтовых джунглей. Она их показывала, как результат работы над своим телом. Женщина-яппи - это не легкомысленная девчонка-гарсон и не бунтующая детка 1960-х, это уверенная в себе, ухоженная карьеристка, которая много работает и потому желает брать от жизни всё. Ей, возможно, за тридцать, но она не спешит создавать свой очаг. Вернее, он у неё есть, но для себя-красивой - прекрасно обставленная квартира, аудио и видео-системы, абонемент в фитнес-клуб, шикарный маникюр и броская косметика. 1980-е - время выставлять себя напоказ. Ноги должны быть не просто худыми и длинными, а загорелыми, проработанными, правильной, то есть спортивной, формы. Потому что после работы женщина-яппи надевает ярчайший купальник, а к нему - гетры и кроссовки, на лоб - повязку (как нам Джейн Фонда повелела) и - вперёд. Сделал дело - делай тело! Потом, в 1990-е, когда яппизм прискучил и молодые освоили равнодушно-помоечный гранж, мини как-то снова ушло, отступило, ибо стало незачем.
И вот 2000-е! Гламур цветёт и пахнет. Пахнет бензином, нагретым асфальтом, дорогими духами. Юные анорексичные деточки в чём-то блёстком, розовеньком, с клатчами (по цене небольшого авто) и в туфельках (по цене небольшой квартиры) зажигают на танцполе. Мини 2000-х - это не вызов и не показ, это просто один из множества вариантов. Девочки глупы, юны, не собираются жить после 30 и хотят всего, сразу и лучше деньгами. Короткие юбочки и даже иной раз микро-юбочки - это спецодежда ночной жизни и ночного блеска. Офисный дресс-код запрещает радикальное мини, ночной фейс-контроль дозволяет и даже предписывает. Жизнь прекрасна и блескуча, громка и быстротечна. Есть ли жизнь после 30 и есть ли жизнь за пределами модного клуба? Вот в чём вопрос... А сейчас, когда гламур скончался, не выдержав кризиса, в моде снова макси - этнические длинные юбки и прочие атрибуты дев, думающих о смысле жизни... Почему бы нет? У каждого поколения - своя любимая юбка и свои любимые смыслы.