красноусольск / святые ключи / 18 мая 2011

May 22, 2011 01:41



с оказией получилось смотаться в красноусольск на святые ключи.
хороший друг лена полозовская по делам поехала в те края, а я подсел на хвост.
вывалился возле ключей, а ленка поехала дальше по делам.

идеальный вариант.
часа 3-4 с фотоаппаратом до обеда. свет еще не жесткий, да еще и малость смягченный прозрачной дымкой в небе.
отсутствие толп народа. симпатичное место. кстати очень чисто - накакого мусора, даже окурков под ногами не заметил.
хотя с другой стороны место это особое, связанное с явлением иконы табынской божьей матери, покровительницы урала.

01/


на холме над местом последнего явления иконы стоит небольшая церковь. к ней наверх ведут две лестницы. внизу небольшой грот. в нем верующие ставят свечи. рядом с гротом церковная лавка. в определенный день после пасхи (если не ошибаюсь, на девятую пятницу) из "колодца" в гроте пробивается соленый ключ. сам этого не видел, просто верю на слово.

в начале семидесятых годов место явления было порушено в рамках борьбы с религией: пещера и часовня рядом были взорваны. соляной источник перестал исходить из взорванной пещеры, а распределился на несколько ключей с разной степенью минерализации.

до взрыва из часовни пытались сделать сначала лечебницу, потом вроде устроили в ней насосную станцию для курорта, после войны тут весьма успешно лечили фронтовиков. столь категоричные действия в отношении места явления иконы видимо были связаны с постоянным посещением его верующими, несмотря на запреты.

крестный ход с иконой до революции был одним из самых протяженных в россии. по-сути на свое место в табынском она возвращалась раз в год, все остальное время перемещаясь от белорецка с оренбургом и аж до самары. при большевиках крестный ход был естественно запрещен. да и богоявленск был переименован в более "правильный" красноусольск. но люди продолжали приходить на святые ключи. видимо потому кто-то решил раз и навсегда закрыть этот вопрос.
интересно было бы узнать фамилию того чувака. так из любопытсва.

02/


03/


04/


05/


06/


следы иконы табынской божьей матери теряются в китае, куда она ушла с отступающими казаками атамана дутова. последний крестный ход возле оренбурга был разогнан красными, с иконы сорвали серебрянные ризы, а саму ее бросили на прямо дороге. там ее и подобрали казаки. вместе с ними она покинула россию, обосновавшись в китае в общине русских беженцев. в конце пятидесятых или в начале шестидесятых бежать русским пришлось и из оттуда, обитель, где пребывала икона, была разрушена, и следы ее теряются.

возможно она была вывезена в америку, австралию или еще куда... а может сгинула в огне там же на месте, либо потерялась где-то в китайских хранилищах до времени.

07/


в грот можно свободно войти и поставить свечку. в глубине его находится колодец и небольшая каменная копия иконы. стены и потолок прокопчены от свечей. горят они тут похоже постоянно.

08/


09/


10/


11/


табынская икона считается списком с иконы казанской божьей матери, утраченной еще до революции. только по размеру она почему-то больше оригинала. странное на мой взгляд несоответствие :-)
и лик богородицы очень темный. опять же по легенде, мол, потому что грехи на себя забирает...

первый раз явилась она монаху, находящейся тогда неподалеку пустыни, на камне возле соляного источника. после уничтожения монастыря, образовавшегося на месте пустыни, икона пропала. появилась она лет этак через сто на том же камне. по легенде три пастуха-башкира пытались ее раскурочить, но ослепли. один из них испугавшись начал молиться, зрение ему и двум его приятелям было возвращено. естественно он покрестился. а на иконе осталось две зарубины.

12/


13/


икона считалась чудотворной. описывать чудеса не буду, не моего ума дело.
не смотря на то что в церковном "табеле о рангах" была местночтимой, она считалась покровительницей огромного российского региона, не только урала.

14/


15/


16/


17/


18/


был ли источник одним до семидесятых, либо был самым крупным из... - я не знаю.
но после того, как гидрологический режим был нарушен взрывом, его раздробило на несколько больших и малых.
на двух крупных поставлены купальни. одна церковная, другая - общественная, при мне ее называли почему-то "рахимовской".

19/


церковная купель находится ниже всех родников (по речке усолке). чуть далее - монашья обитель или монастырь (как правильно не знаю, не спрашивал).

20/


вода в купели кристально чистая и холодная. как и полагается для родника: 4°С.

21/


22/


кроме того вода пузырится. не знаю, что за газ выносит на поверхность, но возле ключей специфичный запах угадывается даже моим весьма слабым обонянием. и цвет с очень красивым зеленовато-голубоватым оттенком, не слишком выраженным на фоне темной гальки на дне, сквозь которую вода изливается в купель.

23/


24/


25/


26/


27/


28/


29/


вода из купели сливается в усолку, оставляя на камнях белый минеральный осадок.

30/


31/


32/


возле церковной купальни сделана запруда. у меня получилось пройти по ней на другой берег не замочив ног и фотоаппарата.

33/


34/


35/


36/


другая купальня выглядит "посолидней", в стиле "архитектурных творений" последнего времени.
ну да ладно ) по крайней мере все выглядит чисто, хотя кое-где уже можно и подремонтировать.
купален здесь уже две. а между ними, вроде, еще закрытое помещение с бассейном.

37/


38/


39/


40/


41/


42/


43/


вода так же сливается в усолку. только через такой вот "колодец", так же оставляя на камнях белый след минеральных осадков.

44/


45/


между купальнями, церковной и общественной, один крупный родничек сливается в усолку через трубу в береге.

а выше (по усолке, не по уровню над рекой) еще два крупных ключа, крайний "оборудован".
другой просто обложен камнями, вода там тоже поднимается сквозь песок с пузырьками газа.

46/


47/


48/


49/


50/ ..."оборудованный" источник


из трубы постоянно выносит водой какие-то белые хлопья, которые плавают по поверхности воды или лежат на дне.

51/


52/


ну и похоже его пора бы подремонтировать

53/


этот родник похоже крайний.

помимо этих, берег протекает местами мелкими родничками.

54/


а некоторые выходят прямо в реку.

55/


ну и конечно вальяжные, не шибко пугливые утки )))

56/


да,
эти земли принадлежали когда-то одному из башкирских тейпов - табын.
собственно потому и село - табынское. звучное название.

рядом с ключами обнаружил такое вот сооружение. просто не знаю как это правильно назвать.
когда первый раз проездом были тут, давно еще, его вроде не было. по крайней мере не помню.
тем не менее, сделано достаточно уютно, в беседках приятно посидеть.
все вокруг выглядит вполне ухоженным.

57/


58/


остатки фотографий здесь:
https://picasaweb.google.com/khlebnikovalex/182011#
пысы.
в церковь не заходил, не религиозен.
фотать там все равно нельзя, а мешать молящимся своим праздным любопытством посчитал излишним.
хотя да, взглянуть было интересно )))
Previous post Next post
Up