Некоторое время назад, мой френд
v_sidorov, в одной своей публикации поднял тему о наличии «христианского шариата» в среде русского старообрядческого движения. В публикации затронуты были вопросы ритуальной чистоты.
Я же хочу продолжить эту тему, рассмотрением неких совпадений в совершении молитвы у старообрядцев и мусульман. Прошу строго не судить, и простить за возможные фактологические несоответствия с действительностью.
У старообрядцев как и у мусульман, существуют строгие правила совершения молитвы. То есть, молитва не совершается как попало, она строго ритуализирована «во времени и пространстве».
Как у первых так и вторых молитвы бывают общими и домашними (у старообрядцев - килейными)
Причем если у мусульман пять обязательных молитв в день, у старообрядцев порядка восьми (по моим данным).
Как и у мусульман, у старообрядцев обязательны общественные молитвы - соборные (в старообрядчестве). Причем пропуск молитв, особенно соборных, в старообрядчестве должно восполняться многократно - за любую пропущенную воскресную или праздничную службу полагается класть дома множество (поясных) поклонов - 700 поклонов за пропущенную Утреню и за Литургию, за Вечерню - 600!
Любое дело или принятие пищи как у мусульман, так и у старообрядцев должно начинаться с молитвы как и окончание дел.
Когда старообрядец входит в дом, кроме особых формул , он приветствует жителей дома фразой «Мир дому сему», а хозяева отвечают: «С миром принимаем». Собственно мусульмане приветствуя хозяев дома словами «Ассаля́му ‘алейкум» в переводе на русский язык - мир на вас, мир вам . Что по сути одно и тоже.
Теперь перейдем к описанию молитвенного действия.
Полностью рассматривать последовательность движений тела в молитве не буду, остановлюсь лишь на составляющих позициях.
Так в исламе существует следующие движения в молитве - поясной поклон, земной поклон, и земной поклон из положения стоя на коленях.
ИЛИ
У старообрядцев - обычный, поясной поклон, земной поклон, земной поклон из положения стоя на коленях (метания).
Кроме того обыкновенная молитвенная поза у старообрядцев - стояние с руками, сложенными возле пояса, с лестовкой (вид четок) о левую руку.
А в одном мусульманском описании о молитве нашел такое описание ритуальной стойки (кийам) «Ладонь правой руки кладётся на кисть левой, и обе руки устанавливают на груди или на животе».
Как мусульмане, так и старообрядцы используют при исполнении молитвы обрядовые молитвенные коврики.
Безусловно тут речь не идет об идентичности молитвы, не говоря уже о вере!!!, у старообрядцев и мусульман.
Но внешнее сходство в структуре, налицо.