Originally posted by
sudenko at
Даже мертвых палачей покой нельзя тревожить?.. "...По материалам комиссии, основанным на документах и свидетельствах, сохранившихся в архивах Минобороны, МВД, ФСБ, бывшего ЦК КПСС и других, прослеживается следующая цепочка событий в судьбе Валленберга. Он прибыл в оккупированную гитлеровцами столицу Венгрии в июле 1944 года на должность секретаря и начальника гуманитарного отдела шведской миссии. Основной задачей дипломата и сотрудников этого отдела было оказание помощи лицам еврейской национальности, чтобы они могли избежать депортации из Венгрии уничтожения в фашистских лагерях смерти, а также оказание гуманитарной помощи как венгерским евреям, так и лицам других национальностей.
Первая встреча Валленберга с советскими военными произошла в январе 1945 года, после того как в первых числах этого месяца советская армия заняла почти всю восточную часть Будапешта. 14 января 1945 начальник политотдела 151-й стрелковой дивизии доложил начальнику политотдела 7-й гвардейской армии о том, что в доме # 16 на занятой солдатами этой дивизии улице Бенцур находится секретарь шведского посольства в Будапеште Рауль Валленберг и шофер его автомашины.
17 января 1945 года заместитель народного комиссара обороны генерал армии Николай Булганин отдал шифровкой следующее распоряжение командующему Вторым Украинским фронтом: "Обнаруженного в восточной части Будапешта по улице Бенцур Валленберга арестовать и доставить в Москву. Соответствующие указания контрразведке СМЕРШ даны". А 25 января Булганину было доложено: "Арестованный Валленберг отправлен 25.01.45 года. Старший конвоя капитан Зинков М.Н."
6 февраля 1945 года Р. Валленберг и его водитель были помещены во внутреннюю тюрьму НКГБ СССР в Москве в качестве военнопленных. В ответ на запросы шведской стороны с момента задержания дипломата и его водителя по 1957 год советское правительство давало в своих документах по поводу его судьбы противоречивые ответы. Первоначально МИД СССР утверждал, что Валленберг и его шофер находятся под защитой советских войск. Затем, в личной ноте послу Швеции от 18 августа 1947 года, сообщалось о гибели Валленберга в Будапеште во время боев за город. Этой версии в СССР придерживались до 1957 года, пока шведская сторона не представила достаточные доказательства (заверенные свидетельские показания бывших военнопленных, которые находились в камерах вместе с Р. Валленбергом и его водителем) ареста и отправки дипломата из Будапешта в Москву, а также о его содержании в тюрьмах НКГБ.
Только после этого, в 1957 году, советское правительство официально признало факт ареста и нахождения Р. Валленберга по окончании войны в СССР. Это признание содержалось в так называемом "Меморандуме Громыко". Он основан на сохранившемся рапорте начальника санитарной службы лубянской тюрьмы подполковника медслужбы А. Смольцова на имя министра госбезопасности СССР В. Абакумова, в котором сообщается: "...известный вам заключенный Валленберг сегодня ночью в камере внезапно скончался, предположительно вследствие наступившего инфаркта миокарда. В связи с имеющимся от вас распоряжением о личном наблюдении за Валленбергом прошу указания, кому поручить вскрытие трупа на предмет установления причины смерти. 17 июля 1947 года". В этом же документе имеется запись: "Доложил лично министру. Приказано труп кремировать без вскрытия. 17 июля 1947 года. Смольцов".
А.Смольцов, прослуживший начальником санчасти внутренней тюрьмы ОГПУ-НКВД СССР 25 лет, 21 марта 1947 года был уволен в отставку по состоянию здоровья с правом ношения военной формы. Подполковник медслужбы был признан инвалидом второй группы. По свидетельству младшего сына А. Смольцова, О. Смольцова, после того как его отец ушел в отставку, он практически не выходил из дома и связи с прежней работой не поддерживал. Рапорт о смерти Р. Валленберга был написан А. Смольцовым, когда он, согласно документам, уже три месяца фактически не исполнял служебные обязанности...
Заместитель главы МИД СССР Андрей Вышинский в докладной записке на имя министра иностранных дел Вячеслава Молотова от 14 мая 1947 года высказал большую озабоченность в связи с активностью шведской стороны относительно судьбы Р. Валленберга и предложил: "Поскольку дело Валленберга до настоящего времени продолжает оставаться без движения, я прошу вас обязать Абакумова представить справку по существу дела и предложения о его ликвидации".
Проанализировав эти и другие свидетельства и документы, предоставленные в ее распоряжение, комиссия А. Яковлева пришла к выводу, что в отношении Р. Валленберга и его водителя "имела место политическая репрессия". Она, по мнению комиссии, выразилась в том, что дипломат и его шофер, будучи работниками шведской дипмиссии в Будапеште, а Р. Валленберг, кроме того, обладая дипломатическим иммунитетом нейтральной страны, которая не воевала против СССР, были противоправно задержаны как военнопленные и находились длительное время (более двух лет) в советских тюрьмах по подозрению в шпионаже. Согласия Валленберга на сотрудничество получено не было, и когда о его пребывании в Cоветском Союзе стало известно за рубежом и об этом было доложено лично И. Сталину, было принято решение о физическом уничтожении Р. Валленберга, предполагает Комиссия по реабилитации. По мнению комиссии, возможно также, что Валленберг и Лангфельдер погибли из-за невыносимых условий содержания в местах лишения свободы, а все материалы уголовного дела в целях сокрытия следов преступной деятельности были уничтожены..."...
http://grani.ru/Politics/Russia/m.194949.html