- Зачем тебе жизнь, Джон?
- Чтобы люди время от времени получали удовольствие от того, какими разнообразными способами я убиваю тех, кто пытается убить меня.
Это не цитата и не спойлер. Это факт. :)
Click to view
Немного предыстории.
С первого фильма Джон Уик просит оставить его в покое. Он ушел на пенсию, мечтает остаться наедине с горем и собакой, а ненасытные мафиози постоянно его дергают, принуждают, предают, вынуждают убивать своих же людей. Последнее обстоятельство, кстати, наверное, и вызывает у нас симпатию. Если бы Джон налево и направо убивал мирное население, мы бы его осудили. А так все честно - око за око, зуб за зуб, но не в Континентале.
В финале 2 серии Джон Уик заработал экскомьюникадо, что равносильно смертельному приговору. Странно, что в первом фильме экскомьюникадо проходило тихо, без предупреждения и собственными силами хозяина Континенталя. Во второй же серии вдруг оказывается, что экскомьюникадо подразумевает открытый контракт на убийство изгнанника с таким вознаграждением, которое соблазнит любого киллера. То, что ранее выглядело как мгновенное наказание за злостное нарушение правил отеля, теперь стало мировым аттракционом - куда бы Уик ни подался, везде есть знакомые и незнакомые лица, жаждущие его смерти.
Эффектно, но немного странно. Откуда-то в истории появилось всесильное правление кланов, которое вроде Вальтори из «Сумерек» все обо всех знает, следит за соблюдением правил и неприкосновенно. Их не смущает тот факт, что Джон был должен оплатить вексель и он оплатил, убив члена правления, а потом защищался от мести брата убитой, который его же сам и нанял. Победив и в этой войне, Джон снова оказался виноват - в том что нарушил правила Континенталя раз, а два - что убил аж двоих очень важных людей. То, что это была самооборона - никого не волнует. То, что Джон с первой серии просит оставить его в покое - никого не волнует, хотя сделать это несложно.
Авторов фильма в свою очередь не волнует, что с каждой серией они выдумывают все новые и новые правила игры в мафиозном мире. Они его не просто усложняют, не только придают ему вид комикса, но все больше отделяют его от реального мира. Бандиты стреляют и режут друг друга тут и там, на площадях, в метро, просто на улице - попадают или не попадают друг в друга, но мирное население чудесным образом НИКОГДА не задевают.
Полиции в этом мире после 1 фильма уже не существует - к чему лишние проблемы и сюжетные линии? Добро пожаловать в фантастический преступный мир, где как в Гарри Поттере есть свое золото для расчетов друг с другом, в их здания никогда не заходят «маглы», склады оружия никогда не пустеют, как не заканчиваются пуленепробиваемые костюмы. Даже в пустыне. Все отношения - через «министерство магии» то есть нет, «отдел расчетов», кажется, где можно официально заказать убийство. Никаких тебе личных договоренностей - все прозрачно и открыто.
Guns. Lots of guns.
Джон Уик 3
https://kinodoza.pro/wp-content/uploads/2019/01/orig.jpg Эта фраза из «Матрицы» буквально соблазнила меня пойти на 3 фильм про Джона Уика. Наверное потому, что она ассоциируется со сценой эффектной стрельбы из супер пистолетов с бесконечными патронами. На деле же в этой сцене да, было много разнообразного оружия, но за ним приходилось бегать туда-сюда в подвал, да еще его перезаряжать, пока противник любезно изображает адские муки, мешающие ему вскинуть ствол и сделать решающий выстрел. Как и в предыдущих фильмах последний выстрел - всегда за Джоном. Это почти такое же железное правило, как и то, что на территории Континенталя запрещено убивать.
После окончания 2 фильма я не могла дождаться выхода 3 серии. Потому то казалось, что перед раненым Джоном поставлена невыполнимая задача - выжить в городе, кишащем тайными убийцами. У него нет ни оружия, ни денег, ни права получать какие-либо услуги. Примечательно, что к обычным людям он тоже не обращается, хотя они уж точно не обязаны соблюдать кодексы и правила мафиозных кланов.
Чтобы выпутать Джона из этой ситуации, нужно выдумать ему должников, иначе никак. А еще можно наградить правление кланов диктаторскими замашками и из бывших врагов Уика сделать ему союзников. Да ненадежных, да временных, но хоть каких-то. Ясно, что в одиночку ему выжить невозможно.
Сюжет постепенно доходит до абсурда. Такое впечатление, что нет единства повествования, а есть отдельные зарисовки, веселые и увлекательные сами по себе, но если бы их не было, история бы ничего не потеряла. Например однажды Джон буквально оказывается на коне и умело пользуется копытами, отбиваясь от алчных наемников.
Очень жаль Джона, его лицо привычно выражает недовольство ситуацией и усталость от теперь уже бессмысленной и, кажется, бесконечной войны одного против всех. Мне и нравится, и уже не нравится то, что постепенно Джон Уик со 2 фильма делает отсылки к Матрице. Нео и Морфеус снова в связке, Нео умело уклоняется от пуль, а раны заживают на нем как на собаке. Нет, сразу, как у бессмертных из сериала/фильма «Горец».
- Ты тоже полон ярости, Джон?
- ... даааа....
Вывод
Мое общее впечатление от фильма - сходить можно. Предварительно забыв про Джона Уика из 1 фильма. Его больше нет. Нет ни его, ни мафии, ни каких-то других бандитов. Теперь это фильм о другом человеке. Он - раб, заложник обстоятельств. Им манипулируют, пользуются, он же не получает взамен ничего, кроме спасения собственной жизни. Он, кстати, не ест и больше почти не пьет. Зато он все еще благороден и честен, местами даже милосерден. Живет только он ради скорби о покойной жене, но по факту ему некогда скорбеть - он постоянно занят тем, что выясняет отношения с окружающими. Поэтому ради чего он изо всех сил борется за жизнь - не очень понятно, потому что нормально пожить ему уже никто не даст, очень уж он хороший профессионал. Полагаю, что в глубине души Джон это понимает. Но продолжает драться. По привычке наверное.