Чем чувашский домовой отличается от домового русского

Sep 25, 2024 09:10


Постепенно совместное проживание народов смешивает и культуру, сегодня и вовсе сложно определить где у кого что исконное, а где перенятое у других, "чтоб тоже было". Потому интересно смотреть в прошлое, когда информация распространялась не столь быстро, а народы сохраняли свои уникальные культурные особенности.

В 1870-х годах священник Никифор Каменский издал свой труд под названием "Современные остатки языческих обрядов и религиозных верований у чуваш". То есть, уже в 19 веке люди понимали, что от народного у людей остатки лишь сохранились. Что говорить уж про нашу современность - в основном новодел везде. Ну да ладно, посмотреть на домового чувашского мы собирались.



В книге у Никифора Каменского это существо описывается в разделе "о богах домашних". Назывался домовой "Хёрт сурт" или "Хёрт сёрт". Если говорить про традиционного русского домового, то вспомните, что он весьма увлечен скотинкой в сарае, то лошадку какую полюбит, косу её заплетет, то возненавидит другу, будет её пугать. Чувашский его коллега равнодушен к скоту (разве иногда сводит лошадку на водопой) - вся его юрисдикция - это, именно, дом. В его делах и поступках больше женского, хоть и выглядет как маленький старичок. Жить он предпочитает где-то на печи. Одевается в белые одежды.



С одной стороны у него функции проверяющего - вечерами он обходит дом и смотрит, что да как хозяйка тут устроила. Особое внимание отдает чистоте посуды. Если увидит, что оставили на ночь грязную, то может даже перемыть, но непременно разобьет после. Заботится о съестных припасах (жаль, не указано как именно, уж не пополняет ли он их?).

Очень любит прясть пряжу. Но особенно ночами. Существовало такое поверье, что девушки должны были встать как можно раньше и приступить к прядению, тогда они одновременно с домовым прядут, работа спорится. Но делать надо тихо это, чтоб не спугнуть. Иначе убежит, еще хуже будет продвигаться дело.



В упомянутой книжке домовой иногда называется "домовая". Как-то меняется её пол периодически. Ну да ладно. В общем, эта домовая не постоянно в одном доме живет. Легко может перейти в другой жить, если в этом обидят. Или если в другом вежливо позовут. Потому чуваши раньше "крали" друг у друга домовых, так как без них может возникнуть беспорядок, считали. Интересно, как с этим делом сегодня дела обстоят - крадут ли домовых? Куда обращаться, если узнал, что домового кто-то выкрал?

Хёрт сурт любит взаимодействовать с людьми. Но, конечно же не явно. Рассказывают, что домовой (домовая) сидит целые ночи у головы человека, если тот заболел. И пить дает, и одевает. Странно, что человек при этом не замечает этого. Любит хёрт сурт детей, ночью качает их в люльке, а днем, если малых ребятишек оставят одних, то играют с ними. Тут всё понятно - дети не расскажут, а если кому поведают, так никто не поверит. Описан один случай, произошедший в чувашской семье 19 века: родители ушли на гумно молотить, а как возвратились, увидели, что с детьми их сидит какой-то старичок. Тут же он превратился в медный пятак, да укатился под печь.



Но не всех домашних любит домовой чувашский. Угадаете, кого он терпеть не может? Конечно же, котиков. Он их может и с печи скинуть, если к нему туда заберется хвостатый недруг.

Иногда чуваши, чтоб задобрить домовую, приносили ей жертвоприношения: к печи ставили кашу, лепешку и юсманы (тонкие лепешки). Жертву ставил на место старик, а остальные стояли и какие-то заклинания читали. Потом по ложке каши в каждые углы (то-то мыши рады были таким ритуалам!). Далее все за стол и молча ели кашу.

Вообще же, существовали целые "молитвы" (так называет эти заговоры автор) домовому. Читали их регулярно, всей семьей, предварительно заперев дверь на засов.

Кстати, был ещё злой домовой в чувашской мифологии, которого звали Вопкан или Ах, про него уже отдельно писать надо - тоже целые ритуалы были с ним связанные. А ещё чуваши верили, что есть ещё двое домовых: это лягушка и змея. Лягушка обитает в подполье, а змея на заднем дворе. Эта пара считалась самой полезной, их всегда старались тоже попотчевать кашей, да и с собой взять при переезде не забыть.

Спасибо за прочтение!

Подписывайтесь. Ставьте лайк. Пишите комментарии. Добавляйте нас в Телеграм . А еще напоминаем, где можно найти наши книги в электронном виде. Читайте нашу книгу про Ивана VI, его судьбу, его семью.

язычество, общество, фольклор, 11 ЭКЮ, Россия, регионы, мифы, культура

Previous post Next post
Up