Не зря появилось такое прозвище Руси как Гардарики. Городов у нас всегда было много. Сегодня их тоже немало - 1125. Точно сказать, сколько их было в тот или иной век домонгольской эпохи сказать сложно, но раз уж называли Землей городов, значит, впечатляющее иностранцев количество было. Конечно, это были не мегаполисы, города отличались друг от друга, как и сегодня не придет же нам в голову сравнивать Нижний Новгород и Кукмор, но они оба важны и имеют большое значение. Так и в прошлые эпохи не было не важных городов. А российский историк 19 века Иван Беляев в 1848 году заботливо рассказал нам, как города выглядели.
Иван Беляев
Во-первых, для них всех было характерно наличие крепости (это и был в изначальном смысле город - то, что огорожено), которую называли в разных местах по-своему. Где кремль, где детинец, где городище. Когда нападал враг, то крепость принимала не только жителей города, но и ближайших сел. Для того, чтобы пережить осаду было многое подготовлено: осадные дворы, складочные места для оружия, запасы.
Следующим важным и характерным для большинства русских городов были посады. Это места, где располагались торжища, частные дома, склады товаров, дворы для приезжающих купцов. Посад разделялся на улицы или концы. В каждом были свои старосты, сотские, десятские. Отдельные управы разбирались в делах жителей.
Еще были слободы. Это места компактного проживания ремесленников, которые селились по отраслевому принципу, отделялись друг от друга большими пространствами незаселенной земли. Пришельцы из других городов, которые заселялись на постоянно или надолго также имели свои слободы, сформированные по признаку землячества и отстоящие от чужаков. Иван Дмитриевич рассказывает, ссылаясь на летописи, что каждая такая слобода жителей из одного какого-то края имела свои особые храмы, праздновали свои уникальные церковные праздники. С одной стороны, автор намекает, что это могли быть следы дохристианской поры, когда в каждом регионе были свои особо почитаемые божества. Но другой стороной медали этого является то, что особые праздники были хорошим поводом сблизиться с представителями другой слободы, которых можно было пригласить, да и сами иной раз приходили на праздники к другим.
В каждой слободе было свое управление, свой суд, своя система распределения податей и повинностей. Ведь в городском масштабе общий объем необходимых сборов возлагалась в целом на слободу, а там внутри уже знали где и что взять.
А дальше уже лежали городские земли и угодья, которые принадлежали частично всему городу, будучи казенным имением. А частично земли принадлежали отдельным конкретным людям, как правило, самым богатым, которые могли себе позволить расселить там своих слуг. На эти же частные земли приходили и вольные арендаторы. Поэтому частные земли были наиболее заселенные, составляли силу и могущество города.
Жители города делились на три большие группы: бояре, купцы, смерды (или черные люди). С боярами всё понятно - это давно уже обособившие от остального народа, самые знатные и богатые фамилии. Купцы - все те, кто занимался торговлей, мог увеличить деньги. Но в количественном отношении, конечно, было больше черных людей: ремесленники, земледельцы, наемные рабочие.
Но автор утверждает, что даже вроде бы отколовшиеся бояре были тесно связаны с купцами и черными людьми тем, что они принадлежали к той или иной городской общине, которая возникла когда-то давно на почве родовых отношений. В качестве примера приводится Новгород, где каждый конец города, улица, имели свои боярские роды, а обидеть какой из этих родов означало поссориться со всем целым концом города. И в обратную сторону работало - обесчестить какой-то городской район означало обесчестить боярский род. Такая родовая нарезка городского общества приводила к тому, что один такой род без помощи и согласия остальной части города мог отправиться на помощь князю из другого города в составе бояр, купцов, черных людей. В 1177 году клан Милонеговичей из Новгорода приходил на помощь к Владимирскому князю в борьбе против Рязани.
Рюриково городище
Общины черных людей в древности причислялись к общинам купеческим своего рода. Общины могли создавать свои общие капиталы, распоряжаться ими. Общим капиталом могла быть, например, и земля.
Не принадлежать к какой-то общине было для человека очень сложно - им не было место, так как все в городе поделено между общинами, родами. Даже чужеземцы должны были проявить чудеса дипломатии и пристать к одной из местных групп. Не сразу на равных условиях, но сначала как сосед или подсоседок.
Так и жили. Хотели бы в такой системе управления находиться? Чтобы вся улица ваша - это единая община, которая сообща решает вопросы, помогает друг другу, ну или ссорится и воюют с кем-то вместе. Провинившегося наказывают - лишают от доли в общем капитале или поддержки. Или предпочитаете единоличное управление своим собственным мирком?
Спасибо за прочтение. Ставьте лайк. Пишите комментарии. Читайте также мою книгу:
"Выйти замуж в Древней Руси".